Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-10-30 18:39:00

Current music:Giustino - Act I: Bel ristoro de'mortali

Вообще говоря, счастливо то общество, в котором тезисы марксизма кажутся бессмыслецей и глупостью.

...

В первой группе, которая пока добралась до философии XIX века, из предложенных на выбор Ницше, Шопенгауэра и Маркса в качестве темы студенты выбрали последнего.



(Post a new comment)


erlen
2004-10-31 01:51 am UTC (link)
В любой счастливой семье тезисы марксизма кажутся бессмыслецей и глупостью ;)

Простите за любопытсво, что именно у Маркса взялись читать?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-10-31 11:29 am UTC (link)
"Тезисы о Фейербахе" и "К критике гегелелевской философии права. Введение"

(Reply to this)(Parent)


[info]nadiya9
2004-10-31 05:53 pm UTC (link)
Действительно, какие тезисы вы имеете в виду? В Германии в социальной рыночной экономике, к примеру, многое взято из Маркса и уважительно относятся к наследию автора "Манифеста". Равно как и в подавляющем числе других Западноевропейских гос-в. И не скажу, что тут от этого все несчастны.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-10-31 07:28 pm UTC (link)
Тезисы о существовании классов и борьбы между ними.

В Германии, безусловно, должны весьма ценить Маркса хотя бы уже потому, что никаких обществ социальной рыночной экономики, которые могли бы существовать без эксплуатации дешевой рабочей силы и сырья в странах "третьего мира", не существует.

В этом смысле сегоднешнее общество глобальной экономики, на вершине которого существуют социальные рыночные страны, вряд ли можно считать "счастливыми" в каком бы то ни было значении этого слова.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]nadiya9
2004-10-31 08:42 pm UTC (link)
1)Классов в том понимании, в котором они были в марксово время, ни в одном зап. гос-ве не существуют. Борьба наблюдается, не настолько явная как в 19 веке, так как реалии другие. Док-во: не далее как на прошлой неделе забастовки неск. тысяч работников Опеля в разл. городах Германии. Явная борьба класса рабочих за свои права.
2)эксплуатация раб. силы в странах 3 мира стало практиковаться с экспандирующим глобальным капитализмом, кторый развивается за счет освоения новых рынков и уменьшения цен на продукцию (количественное развитие). Сама глобализация капитализма происходит только в последнее десятилетие-полотора.
3)этический вопрос: можно ли быть счастливым от богатсва за счет других, не так ли? Да, Зап. гос-ва закрывают на это глаза. Что не мешает им жить лучше и быть от этого более счастливыми, чем большинство населения в странах 3 мира, который они эксплуатируют.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-10-31 10:58 pm UTC (link)
1) Не думаю, что не существует классов. Не существует класса пролетариата как множества фабричных рабочих: их заменили наемные работники в широком смысле слова. Класс буржуа также претерпел некоторую деформацию, но из этого нельзя сделать вывод, что он исчез. В общем виде, всегда можно отличить класс владельцев производства, извлекаюзих прибыль из чужого труда, и класс наемных рабочих, продающих свой труд. Тезис об исчезновании классов - одна из излюбленных тем антимарксистской пропаганды. Классовая борьба сегодня более географически дифференцированна, чем в XIX веке и протекает не столько внутри западных государств, сколько вовне, в экономически контролируемых ими регионах. Острота конфликта поэтому действительно может казаться меньшей.

2) Эксплуатация раб. силы начала развиваться в эпоху великих географических открытий и фактически связана с возникновением капитализма как такового. В конце XVIII века треть товарооборота европейских стран приходилась на продукты, произведенных рабами в Америке. Тезис о недавней глобализации капитализма, таким образом, фактически неверен.

3) Нет, этика здесь ни при чем. Речь идет о том, что никакого замкнутого европейского общества не существует: оно экономически детерминировано другими регионами мира. Поэтому ставить вопрос о "счастье" в данном контексте - это фактически приписывать такое "счастье" только некоторой части общества. А что касается этики - я не очень уверен в том, что европейцы так уж счастливы. Произведения искусства, которые они сейчас производят, свидетельствуют об обратном.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]nadiya9
2004-11-01 07:59 am UTC (link)
1) сов. согласна!
2) все верно, что эта практика не нова, но мы ведь говорим о современном зап. об-ве, сформировавшимся после 2 Мировой Войны, когда и сам Евросоюз и НАТО возникли как выражение единения Зап. стран в Ооразование, до этого не имевшее место, что только с этого момента можно говорить про Зап. страны как что-то единое не только в культурном, но и вэкономическо-политич. смысле.
3)какие произведения искусства вы имеете ввиду?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-11-01 03:43 pm UTC (link)
2) Да, но в экономическом смысле западных стран, которые были независимыми от других регионов, не существует. Учитывая то, что для Маркса анализ общества связан прежде всего с анализом экономических отношений, мы можем сказать, что в марксистском смысле не существует такого понятия как "современное западное общество", хотя, конечно, западные страны можно описывать как единое целое, также как например можно описывать как единое целое общество буржуа в противовес обществу пролетариата. То есть я не вижу смысла в утверждении о том, что западные общества счастливы в контексте марксистского подхода, т.к. их счастье сущностно связано с несчастьем других, а потому методологически неверно описывать западное общество как замкнутное целое.

3) ну беллетристику я не читаю, поэтому можно поговорить о т.н. авторском кино. Количество жизнерадостных картин значительно меньше, чем картин, которые демонстрируют не слишком счастливое настроение.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz