Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-02-15 23:44:00

Current music:ДДТ - Далеко, далеко

"Вторая редакция" концепции Геллнера в изложении Смита
Gellner, E. "Scale and nation" in Philosophy of Social Sciences, 1973, 3, 1-17.
Gellner, E. "Nations and Nationalism". Oxford. 1983

"Стержнем новой версии теории была роль систем всеобщего государственного образования в подержании «высоких» культур в современных индустриальных обществах. Хотя в ранней версии акцент делался на роли языка и языковой культуры как новых скреп общества, поздняя редакция на первый план выдвинула то обстоятельство, что современные, ориентированные на рост общества нуждались в образовательной культуре определенного рода, которая могла быть создана и поддерживаться посредством «экзосоциали-зации», нового вида государственного стандартизованного образования, не встречавшегося в досовременных обществах.
Логической отправной точкой второй версии теории Гел-лнера служит его определение понятия нации. Ни «воля», ни «культура» сами по себе не могут считаться удовлетворительными определениями. Причина одна: оба понятия охватывают слишком широкое содержание. Хотя нации могут быть сообществами, которые стремятся продолжить свое существование, участвуя в своеобразном каждодневном непрекращающемся плебисците самоутверждения, как утверждал Ренан, так поступают и многие другие социальные группы: клубы, тайные организации, команды, партии, а также досов-ременные религиозные, политические или неофициальные группы, которые понятия не имели о национализме. Точно так же не поможет нам и определение нации с точки зрения общей культуры, поскольку в мире всегда существовало и существует огромное множество культурных различий: культурные различия лишь изредка совпадали с границами политических единиц и то обстоятельство, что число таких совпадений растет, свидетельствует о весьма специфических условиях, сводящих вместе культуру и политику в современную эпоху (Gellner 1983: ch. 5; Геллнер iggi: гл. 5).
Иначе говоря, из почти 8ооо языковых групп, существующих на планете, лишь небольшая часть (около аоо) сумела превратиться в нации, обладающие собственными государствами, а если прибавить довольно большее число (около боо) других, стремящихся создать собственные государства, в сумме будет 8оо. Когда лишь десятая часть культур стремится стать нациями, едва ли при определении понятия мы можем использовать одну только общую культуру (ibid.: 43~5°> там же: 103—116).
Именно поэтому необходимо определять понятие нации с точки зрения эпохи национализма. Только тогда, приняв во внимание особые условия эпохи, нам удастся определить нации как результат и воли, и культуры.
Но чем же тогда является национализм? По Геллнеру, национализм — это политический принцип, «суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать» Национализм — это теория политической законности,
которая состоит в том, что этнические границы не должны пересекаться с политическими и, в частности, что этнические границы внутри одного государства... не должны отделять правителей от основного населения.
(ibid.: i; там же: 24)-
Национальное чувство — это чувство негодования или удовлетворения, вызванное нарушением или осуществлением этого принципа, а националистические движения — это движения, вдохновленные этим чувством
." (c.65-66)



(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz