Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-03-21 18:25:00

Леонтьев об о. Пахомии, сербском монахе
Из "Четырех писем с Афона"

"Родом о. Пахомий — сербин; говорит по-славянски, примешивая немного болгарских слов; беседу его понимать русскому можно. Но как сладка его беседа, выражаемая самым простым сердечным словом, — это можно только испытать, а передать почти невозможно. Судя по настоящей обстановке о. Пахомия и неразвитости его в прежнее время, нужно бы заключить, что ему естественно дойти до состояния звероподобного и потерять самую способность мыслить по-человечески, но опыт показывает другое. Господь может, видно, и без книги отверзать ум к уразумению таких тайн, кои навсегда останутся недоступны для мудрецов века сего. Да и как же иначе? Они, эти дикари, полузвери пустынные, верят от всего сердца всему сказанному Господом в Евангелии; сомневаться по-ученому они не умеют и приступают в полном смысле слова — в простоте сердца ко Господу, сказавшему: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим!"

Святая улыбка всегда сияет на лице о. Пахомия, как будто всем он обилует, все ему служат, над всеми он царь! Да и в самом деле — о чем ему скорбеть и сокрушаться? Нет у него сухарей, одежды или обуви?.. Что ж? У него есть Бог, Который все это видит и, как Ему угодно, так о нем и промышляет. В сем старец уверен так же, как и в том, что имя ему Пахомий. Сыро и холодно в его пещере, и нечем защитить ее, по крайней мере от снега, так что все у него мокро и плесневеет?.. Зато у него есть терпение, в которое он облекся как в броню! Постигают его существенные бедствия, скорби монашеские и искушения от злокозненного врага? Зато у старца столько преданности воле Божией, что хоть пусть столкнутся небо и земля и все превратится, — его ничто не потрясет и не поколеблет! В самом деле, что может поколебать эту адамантову душу, если он в Боге и Бог в нем?!

В апреле 1869 года мы нарочно ходили к о. Пахомию. О, как мы утомились, пока достигли его обиталища! Это неизобразимо! И ноги подламывались, вовсе отказываясь двигаться, и утомление было такое, что хоть ложись среди дороги! К нашему горю, или испытанию, пришедши, мы не застали о. Пахомия в нижней его пещере, — он должен был находиться или в отлучке, или в верхней пещере. При взгляде на подъем туда я и другие спутники окончательно отказались взбираться туда; вызвался же сходить один пустынножитель-пещерник, бывший на этот раз нашим проводником. Как он взбирался туда, — это нужно было видеть!.. Тут мы еще больше убедились в невозможности взойти туда нам, хотя бы мы вовсе были не утомлены; ибо, кроме неимоверной трудности подъема, угрожала еще опасность опрокинуться, скатиться вниз и жестоко разбиться. Долго мы дожидались, разместясь в нижней трехэтажной пещере о. Пахомия, где горела лампадка пред иконою Божией Матери, разливая свой тихий свет на мрачные стены сырой пещеры и проливая в душу иной, тихий и сладостный свет от Самой Благодатной Игумений Афона. Желая рассмотреть, далеко ли протягивается пещера о. Пахомия, мы стали взбираться по камням вверх, но свечи наши скоро потухли от густоты спертого сырого воздуха, и мы не могли потому дойти до конца пещеры. После долгого ожидания я стал опасаться за целость посла и отправился посмотреть, не увижу ли кого. И что же? В это время ожидаемые нами вдвоем спускались по скале: старец был впереди и полз уже от места, где кончилась веревка, а проводник-пещерник спускался, держась еще за нее и подвигаясь к концу ее. Ужас и оцепенение овладели мною. Я смотрел на них несколько минут, и, пока они не стали уже твердою ногою на землю, у меня заболело сердце! Что, если ради нас спускаясь, старец или посланный за ним поскользнутся и размозжат себе головы?.. Я был между каким-то неизъяснимым страхом и радостным ожиданием и упал бы в ноги старцу, прося простить, что мы его обеспокоили и подвергли опасности спускаться для нас, если бы не знал, что выражением уважения и особенного внимания к его жизни можно оттолкнуть его от искренности и простоты обращения. Почему, сдерживая слезы радости, начал я упрекать его, предваряя свидание свое с ним и говоря: "Зачем ты, отче, забрался в такую даль? Мы так утомились, идя сюда, что сил не стало и едва добрались до тебя!" Это я говорил, пока он приближался по тропе ко мне. За плечами у него была торба; одежда на нем была хоть худенькая, но полномонашеская; под ряскою виднелась ветхая схима, на камилавке толстого сукна накинута худая наметка (креп). Постническое лицо его выражало строгость его жизни и невольно производило какое-то благоговейное впечатление. Приняв вину на себя, старец с удивительным сердоболием стал кланяться и просить прощения за утруждение нас. Говорил же это с такою убедительностью, что я уже и пожалел о высказанных вольно словах, видя, как старец искренно испрашивал прощение, будто действительно был виновен"[2].

Вот каковы афонские пустынники и вот как они живут!"


Я сейчас не дома и текстов Леонтьева, которые еще не на сайте, у меня нет. Впечатление сегодняшнего дня (высказывание г. Ольшанского) - как в говно наступил.
Думаю, что нужно закрывать эту тему, подобные знатоки у меня уже действительно вызывают брезгливость.
Это ЖЖ-леонтьеведение у меня уже поперек горла. И два наиболее выдающихся леонтьеведа в ЖЖ - это Крылов и Ольшанский.


(Post a new comment)


[info]nepios
2004-03-21 07:49 am UTC (link)
И что эти специалисты говорили?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-03-21 08:59 am UTC (link)
Ольшанский, что Леонтьев относился к сербам с "брезгливостью".
Крылов, что Леонтьев "русофоб". Найду ссылку потом, если интересно: бред неимоверный.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]nepios
2004-03-21 12:44 pm UTC (link)
Хорошо бы, если не трудно. Я прям заинтригован.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-03-21 12:56 pm UTC (link)
Я тогда был еще наивный и верил всяким встречным проходимцам в ЖЖ ;)

http://www.livejournal.com/users/hvil/29759.html

Вот отсюда есть ссылка на журнал Крылова, эту его фразу.
В оригинале она выглядела как "Леонтьев, как и Чаадаев, русофоб", но потом он ее исправил под "давлением общественности" на то что есть.

Потом вот (я все негодую на этот счет здесь): http://www.livejournal.com/users/hvil/30793.html

И вот: моя реакция на то, как Крылов откорректировал фразу и попытка с ним подискутировать у меня уже в журнале. Так он мне и не ответил на последнее к нему обращение, правда уже и не надо, все ясно.


(Reply to this)(Parent)


[info]kmartynov
2004-03-21 12:58 pm UTC (link)
Забыл последнюю ссылку вставить: http://www.livejournal.com/users/hvil/35394.html

(Reply to this)(Parent)


[info]fanat_evrasii
2004-03-21 07:57 am UTC (link)
А Крылов-то чем отметился?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-03-21 09:00 am UTC (link)
Крылов отметился непроходимой тупостью, сказав, что Леонтьев "русофоб".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]man_with_dogs
2004-03-21 04:46 pm UTC (link)
Если судить по нашему с вами спору о Леонтьеве, то такое мнение может иметь основания: записыванием в русские не только русских, и отказе русским иметь свою нацию и национализм. Я не могу и не хочу, что либо категорически утверждать, но...
http://www.livejournal.com/users/man_with_dogs/37123.html?mode=reply - здесь у меня пропечатана табличка с противоречиями (ложными на мой взгляд), которые возникают между русскими. Думаю вы с Крыловым противоречите друг другу именно так.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-03-21 04:49 pm UTC (link)
Если следовать вашей логике, кстати, то уже я не являюсь русским (и еще много кто). С этим я уже категорически не согласен ;)

Леонтьев не отказывал русским в нации и в национализме. Просто он не был националистом в том смысле, как вы это понимаете. Он был т.н. "культурным националистом", у него на это были свои основания.
Вы же снова пытаетесь судить о нем по двум цитатам, совершенно случайным, и моим комментариям.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]man_with_dogs
2004-03-21 05:45 pm UTC (link)
Я вообще-то на свою табличку не случайно указал - противоречия описанные там, считаю, надо разрешить. Я сейчас этого сделать не могу - не свёл все точки зрения. Сейчас, например, пытаюсь понять вашу (и частично Леонтьева) высказывая противоположную по моей схеме. Цель всего этого - общая т.зрения.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-03-21 05:56 pm UTC (link)
Я думаю, можно говорит о существовании некоторого взгляда на мир, которым жила Россия очень долгое время, которым вообще отличаются русские.
Этот взгляд, с моей точки зрения, лучше всего выразил Леонтьев, насколько это вообще может выразить один человек, т.е. тоже, конечно, неполно.

Поэтому с моей точки зрения, речь не идет о том, чтобы найти общую точку зрения, а о том, чтобы найти истину - правду.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]man_with_dogs
2004-03-21 06:20 pm UTC (link)
Пока что я не заметил истины в правде. Правда своя есть у обеих позициях, но зависит эта правда от выбора сделанного ранее - от выбора метода, которым стоит добиваться цели, при этом этот метод часто принимается за цель: норговские "евронационалисты" России блага, но считают, что благо для нее и русских - стать "нормальной европейской страной" с "нормальной европейской нацией". Если метод принят за цель, то правда будет однобокой и никогда не приведёт к истине. Так и у вас, за цель (я предполагаю) принят метод - православие, Третий Рим, "культурная нация".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-03-22 01:03 am UTC (link)
Зря вы не заметили. "Бог не в силе, а в правде".

"Так и у вас, за цель (я предполагаю) принят метод - православие, Третий Рим, "культурная нация"."

Метод не может быть конечной целью, а православие не может быть методом.
И "культурная нация" - это вообще ерунда какая-то ;)

Собственно, цель я свою выше заявил: поиски русской картины мира. Жить по-русски, одним словом. И компоненты этой картины гораздо более сложны, чем просто православие и Третий Рим.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz