Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-04-21 23:38:00

Current music:Paul Desmond - Circles

Интеллектуальные сообщества и одна фраза о Ленине как философе
Меня давно занимает тема функционирования различных [интеллектуальных] сообществ, тем более, что я сам участвую в одном обычном и двух виртуальных.
Очень интересно наблюдать за сообществом как за живым развивающимся организмом.
Поэтому буду дергать цитаты о подобных явлениях, если такие будут находиться.
Сегодня купил книжку Виктора Крафта "Венский кружок. Возникновение неопозитивизма", М., 2004.
Во вступительной статье О.А. Назаровой прочитал следуюший отрывок по данной теме, в котором мимоходом дается также оценка Ленина как философа. Последнее является лишним напоминанием всем непрофессионалам, что различные агитки - плохой союзник в построении "картины мира", и что, по крайней мере, "врага надо знать в лицо".

"История Венского кружка восходит к 1907 г. В этом году в одном из венских кафе начали регулярно встречаться австрийские интеллектуалы, эксперты в различных областях знания, создавшие своеобразное объединение. В него входили католические философы, романтики-мистики, а также Филипп Франк, Отто Нейрат, Ганс Ган и Рихард фон Мизес. Известные ученые — математик и логик Г. Ган, физик Ф. Франк, социолог и экономист О. Нейрат, и, в меньшей мере, профессор прикладной математики Р. фон Мизес — составили ядро будущего Венского кружка. Разными путями члены этого прото-кружка пришли к научному эмпиризму. Находясь под влиянием идей Эрнста Маха2, а именно принципов эмпиризма и номинализма, экономии мышления, и концепции философии, ориентированной на критический анализ языка и науки, участники прото-кружка обсуждали синтез эмпиризма и символической логики и взгляды Боль-цано, Фреге, Больцмана, Брентано, Майнонга, Гуссерля, Шредера, Гельмгольца, Герца и Фрейда. Они стремились переосмыслить эмпиризм Маха в свете французского конвенционализма (Дюгем, Пуанкаре) и тем самым противостоять ленинской критике «эмпириокритицизма», воспринимавшейся ими совершенно серьезно.



(Post a new comment)


[info]ne_nastye
2004-04-21 12:55 pm UTC (link)
А какое второе виртуальное? =)

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-04-21 12:57 pm UTC (link)
Лента_ру ;)

(Reply to this)(Parent)


[info]atrey
2004-04-21 09:05 pm UTC (link)
Интересно.
Значит, не просто так Ленин в эмиграции в кафе просиживал.
Все-таки, (хотя история не знает сослагательного наклонения)-интересно-что было бы, если б.Российская Империя случайно-не загнулась, и Ленин оставался в эмиграции.
Может быть он там философскую школу бы основал.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-04-22 08:18 am UTC (link)
Здесь надо учитывать специфику марксистской философии: философия - это прежде всего практика по изменению мира. (Маркс, Тезисы о Фейербахе)
В этом смысле Ленин, можно сказать, создал философскую школу ;)

Я цитировал этот отрывок, чтобы пояснить, что высокомерно-пренебрежительное отношение к интеллектуальным способностям "дедушки" Ленина свидетельствует, мягко говоря, о незнании вопроса.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]atrey
2004-04-23 05:06 am UTC (link)
Практика-да,"критерий истины",но вот начет"изменения мира"-это конечно общее заблуждение всех-техницистов конца 19 века,в здесь Ленин и Маркс кстати как раз в русле общей молды(ну до Ленина как вообще всегда в России эта моде дошла с опозданием).Моды на "мичуринство",моды на агрессию против природы,а не на включение в неё.То же и дарвинизм.
Маркс хотел посвятить свой "Капитал"Дарвину, попросил разрешения,но тот отказался.
Соответсвенно вторая половина 20 века с её обратной модой -на экологию-явилась полнейшим отрицанием философии марксизма-ленинизма, причем на самом глубинном уровне. Таковы многгие раннеперестроечные деятели-например вчера я раскрыл журнал "наше наследие"№5 за 93 год-статья философа Г.С.Батищева "Корни и плоды"-как раз об этом,об "экологическом"подходе к целям жизни, к целям человечества.
И Аверинцев таков.
Поразительно, как быстро мелькнул этот "экологический" мотив гармонии в истории нашей Родины в начале 90-х,почти так-же быстро,как в 1917 году.
И тут же его растоптали_ельцинские реформы,поколение прекраснодушных-Аверинцевых оказалось раздавлено,выброшено, непонято следующими-нахрапистыми Галковскими, а потом и корпоративными Холмогоровыми.
Вот вроде в Вашем движении"младопатриотов" что-то-проглядывает от раннеперестроечного нстроя,хотя может я и ошибаюсь.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-04-23 09:46 am UTC (link)
Маркс, как кажется, не был техницистом, он был своеобразным гегельянцем и заявлял, что диалектика бытия и сознания должна с неизбежностью вести к постановке вопроса о изменении мира. Не стоит сводить все это к "духу времени", тут, скорее всего, другие и гораздо более сложные причины.
Связь с Дарвиным, наверное, действительно присутствует, но в чем же состоит техницизм Дарвина? Дарвин - органицист (и есть версия, что Маркс также был им).

Интересная мысль о связи марксизма и экологии. Только я думаю, что тут вы не учитываете серьезного момента: "зеленые" - это левое движение на Западе прежде всего, так что они как раз и были во многом инсперированы марксизмом (западным, конечно).
Основная критика "зеленых" направлена на буржуа - владельца предприятия (советская система также относилась ими в эту категорию), бездумно уничтожающего природу, а общим пафосом стало - изменить эту ситуацию, т.е. как раз изменить мир.
Заметьте, что коль скоро, по Марксу, человек обусловлен прежде всего производственными отношениями, то и менять надо именно их - тогда и человек будет освобожден. Короче, это практика измненения общества, а не природы.

В наше движении что-только не проглядывает, мне самому страшно временами ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]atrey
2004-04-23 10:57 am UTC (link)
"Короче, это практика измненения общества, а не природы."
Разве для общества действуют иные законы, чем для пророды?
Я под "экологической" понимал концепцию общества как организма, управляемого НЕ_ЗАВИСЯШИМИ ОТ ЕГО СУБЪЕКТИВОНОЙ ВОЛИ ЗАКОНАМИ.
Так как человек не может например произвольно заставить себя не дышать, или "отключить" какой-то свой орган, так и общество не может обойтись например без капиталиста.
Как человек не может повлиять на какой-то этап своего разывития("пора пришла-она влюбилась",или "лета к суровой прозе клонят,лета шалунью-рифму гонят")-так и общество не может перестроить само себя "изнутри".

А марксизм-ленинизм говорил что может, как Мичурин,вырастить яблоню на сосне, или человека-неэгоиста.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz