Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-06-18 20:58:00

Current music:John Coltrane - Afro Blue

Гегель и русский народ
В описании первой (йенской) системы Гегеля у Маркузе есть следующий любопытный отрывок:

"Согласно Гегелю человеческий мир развивается как ряд интеграции, объединяющих противоположности. На первой стадии субъект и его объект имеют форму сознания и его понятий; на второй — они предстают как индивид, противоборствующий другим индивидам, и на последней — как народ. Только на последней стадии достигается завершение длительного процесса интеграции субъекта и объекта; народ имеет свой объект в себе самом; его усилия направлены только на самовоспроизведение. Трем стадиям соответствует три различных «посредника» интеграции: язык, труд и собственность." (Маркузе "Разум и революция", с. 113)

Итак, народ становится точкой, в которой субъект отождеставляется с объектом, а процесс познания, таким образом завершается в самопознании народа. По-моему, именно в этом особенно ярко проявляется идеология национальных государств, возникновение которых началось в Новое время и было катализировано Французской революцией с идеалами свободы, равенства и братства. Национальное государство как объект описывается как совокупность равных индивидов, самопознание которых в качестве народа, наделяет нацию духом или субъективностью. Нация т.о. становится единственным и единым субъектом.

Представляется, что такая идеология, описывающая как народ, так и человека в терминах субъектно-объектной оппозиции, которая снимается в примате личного, субъективного начала (часть тут становится целым), радикально расходится с практикой общественной и государственной жизни России, так, как она описана, например, славянофилами. Здесь речь идет о примате "мы" над "я", о выходе за рамки субъектно-объектной оппозиции и о пресловутом "соборе" или "всеединстве": единого во многом, а не гегелевского многого в едином.

Интересно заметить, как именно Гегель описывает посреднеческую функцию собственности в процессе интеграции субъекта в народе: объекты мира, становясь собственностью, включаются в субъект, занимая важное место в его жизни и в нем самом. Если это верно, то отсюда следует, что национальное государство возможно только там, где собственность устраняет объекты, вбирая их в сверу субъективного, так чтобы народ становился точкой снятия этой фундаментальной оппозиции. Отсюда - национальное государство возможно только при условии существования частной собственности, и напротив - частная собственность в ее наиболее полном выражении (капитализм) возможна только в рамках национального государства. ("Поскольку собственность воспринимается как существенный конститутивный элемент индивидуальности, индивид должен сохранять и защищать ее, чтобы утверждать себя как индивида. Согласно Гегелю возникающая в результате этого борьба не на жизнь, а на смерть может завершиться только в том случае, если противостоящие друг другу индивиды интегрируются во всеобщность народа (Volk).")



(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz