Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-08-23 18:36:00

Current music:Miles Davis - Catembe

"в юности и мужестве русские не посещают храмов"
Решил я немного почитать "для души" Розанова. Вышло вот что:

"Для русских «близиться к смерти» и «близиться к святости» до того слилось в единый путь, отождествилось, что даже теперь и даже образованные классы не вполне свободны от этого понятия. Оно есть нравственная и метафизическая аксиома в наших монастырях до сих пор; им проникнут и теперь весь наш народ в многомиллионной своей массе. Самые образованные люди, как Тургенев, как Герцен, и атеисты, нигилисты — в серьезные минуты жизни вдруг видят в себе возрожденную эту древнейшую, первоначальную веру своего народа: что умереть — святее, нежели жить, что смерть угоднее Богу (для верующих), Высшему Существу (для философов), чему-то (для атеистов), нежели жизнь...
Матери в деревнях, когда умирают их дети на первом или втором году их жизни, с радостью говорят: «Слава Богу, он не нагрешил». Вы испуганы, стараетесь возразить, рассеять «предрассудок», как вам кажется. Но слышите ответ красивой, здоровой, разумной женщины: «Жить — это только грешить; так и в церковных молитвах поется: не может человек единой минуты прожить без греха. О чем же плакать? Мой младенец у Бога; и нам с вами (т. е. взрослым людям) не будет так хорошо там» (т. е. на небе). Русские люди, как в молодом возрасте, так и в летах возмужалости, когда силы жизни берут верх над смертными началами в человеке, когда практические нужды, служба, работа приковывают ум к реальной жизни,— мало посещают церковь, подсмеиваются над церковью, религиею, даже иногда отрицают Бога.
Христос умер — Россия в смятении! Для нее это — не история, а как бы наличный сейчас факт. Она прошла со Христом всю невыразимую муку Голгофы. Но и это еще не все, не главная «сущность русской веры». В Евангелиях мы читаем, как за земною жизнью Спасителя, уже в кратких главах, повествуется о нескольких днях его бытия после смерти и погребения. Он — то является ученикам, то скрывается. Речи более кратки и более таинственны. Речи и явления — все знаменует собою что-то непрямое, какую-то загробную тайну. Вот «русская вера» чрезвычайно напоминает эти заключительные главы Евангелия, бледные, нереальные, потусторонние. И русский человек не только глубоко постиг тайную красоту смерти и ползет к этой странной и загадочной красоте; но он и в самом деле умеет с величием умирать, он сам становится прекраснее в болезнях, в страданиях, в испытаниях. И особенно — прямо перед гробом. Например, у русских существует чрезвычайный страх умереть внезапно, скоропостижно, «без чистого покаяния» и, наконец, хотя отчасти не искупив грехов своих тяжелыми муками предсмертного боления. Точно вся жизнь кажется русским черною, а с приближением к смерти все принимает белые цвета, принимает сияние. Жизнь — это ночь; смерть — это рассвет и, наконец, вечный день «там» (на небе, с Отцом небесным). Итак, в юности и мужестве русские не посещают храмов, учащиеся — часто кощунствуют в них. Но вот эти самые кощунствовавшие люди переходят за 50-летний возраст. Приходят болезни, давно наступили семейные тягости. Богатство или потеряно (частый случай у непрактичных русских, у расточительных русских), или не приобретено — как рассчитывалось в молодости. Дети уже поднялись и, заботясь о себе, мало думают о родителях. Семейная жизнь не крепка и не красива у русских, кроме исключительных случаев. Итак, богатства — нет, слава — не нужна, дети — похолодели. В этом возрасте человек чувствует себя одиноким, ненужным, лишним. Вдруг, зайдя случайно в храм.— он находит здесь все родным себе, в высшей степени понятным, страшно нужным. Храм точно и ожидал этих его 50 лет, и еще лучше — 60; ожидал его болезней, сгорбленности, бедности, покинутости родными и друзьями; храм принимает его как друга, как родного, принимает с бесконечною нежностью, заботою, всепрощением за прошлую неправильную жизнь. Тысяча интимных, глубочайших, метафизических нитей оказываются общими у этого старца, всеми покинутого, и у этого храма, который так чтит родина, и вообще он имеет широкое признание и огромную историческую роль. Слабый старик, больной, «лишний», вдруг нашел здесь себе отечество, почти — службу, почти ранг, положение и даже награды!! Всякий человек хочет себе определенного положения, теряется без положения; здесь, в православном русском храме, такие с всемирной точки зрения слабости, как дряхлость, немощь и убожество, как нищета и социальное ничтожество,— оцениваются как положительная добродетель, как заслуга перед Богом, как небесное на человеке сиянние."

В. Розанов. Русская Церковь.



(Post a new comment)

(Reply from suspended user)
Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-23 05:59 pm UTC (link)
Статья у Розонова, мягко говоря, спорная. Но кое-что действительно подмечено хорошо.

Вы же у нас вообще - надежда и опора отечественного ДПЛА-строения, так что все так и должно быть! ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-23 06:16 pm UTC (link)
Розанов как всегда правдив.
Интересно, куда ходили старики во времена атеизма,где их принимали как осиянных?
Брежневу пришла счастливая миысль создать культ ветеранов ВОВ,а то бы некуда было старикам в атеистическом обществе ходить.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-23 06:36 pm UTC (link)
Да, кстати, насчет мемориалов вы правы.

Но в таком случае - довоенный СССР и "сразу послевоенный" - это страна вечной молодости.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 02:25 am UTC (link)
Страна вечной молодости, когда мало кто доживал до старости.
Совсем почти как сейчас.
А "старорежимный" тогда было синонимом устаревшего.
В литературе бытовал персонаж-старорежимный спец-профессор, который хотя и понимает толк в своем деле-в новой жизни ничего не смыслит, и его учат то пионер, то комсомолка.
Ещё в 60-70 годы "новое-старое"было синонимично с "хорошим и плохим".А в 80-90е слово старый заменили на слово старинный или антикварный,и полюса поменялись-старый стало означать проверенный временем.

Теперь это слово "старый" (уже в значении советский)-снова для кого-то негативно(новые русские-старые русские),кстати и продолжительность жизни снова резко меньше.

Вот такая зависимость между вымиранием стариков(омоложением общества)-и отношением к ближней и дальней памяти,а также к противопоставлению "старый-новый"

Сложная зависимость, тут не знаешь даже, что чем обусловлено-то ли негативная оценка слова старый порождает ускоренное вымирание стариков,то ли вымирание стариков наоборот-повышает ценность старинности как некоей редкости.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-24 10:57 am UTC (link)
Почему вы утверждаете, что тогда редко кто доживал до старости? Статистика есть?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 04:09 pm UTC (link)
Статистики нет, однако мне думается, что голодомор,гражданская и Отечественная воины,репрессии отнюдь не способствовали выживаемости,

и между прочим-существенно снизили качество оставшихся (выживших)стариков того поколения.Все те Мальчиши-Кибальчиши, кто лежит в земле мемориалов-это ведь были лучшие.
Следовательно, те кто остался ходить по этой земле-это худшие.Они и определили Брежневское время-время Мальчишей-Плохишей на покое.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-24 04:16 pm UTC (link)
Ну вот видите, статистики нету, а говорите.

"Голодомор" - это термин американской пропаганды, это слово отличается от "голода".

Так вот все названные вами факторы били по всем возростным группам, а прежде всего по молодым мужчинам, призывного возраста.

Поэтому общий тезис мне представляется неверным.

"Все те Мальчиши-Кибальчиши, кто лежит в земле мемориалов-это ведь были лучшие.
Следовательно, те кто остался ходить по этой земле-это худшие."

Почему это? Если человек выжил в войне и вернулся с нее победителем, это не делает его "худшим".

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 05:03 pm UTC (link)
Ох...Это известный закон, не я его придумал, нам его по греческой философии ещё на примере смерти Сократа рассказывали 20 оет назад.

Закон Истории: во время войн, революций, конфликтов, выживают ХУДШИЕ.
Каждая сторона в конфликте охотится в первую очередь на лучших у врага.
Худшие не нужны врагу.
Наоборот, живые плохие в одном стане-это клад для другого стана враждующего с первым..
Во-первых-они живые мишени пропаганды.
Что делал бы Геббельс если бы в ВКПб не был силен еврейский элемент?Что делали бы диссиденты, если бы в КПСС не было взяточников и карьеристов?
Это же "золотой фонд" для врага.

а вот хороших людей враг уничтожает в противоположном стане в первую очередь.Их ведь никак не использовать:предавать не пойдут, в пятую колонну не сгрудятся,совершенно бесполезны для врага, а то и вредны.Обыватель увидит что там хорошие люди, и полдумает-а вдруг на их стороне правда?То есть хороших врагу никак не использовать, можно только уничтожить.

Следовательно в годы общественных конфронтаций одна сторона охотится за лучшими у другой, а другая-за лучшими у первой.

"била по молодым мужчинам призывного возраста".

Молодым мужчинам со временем свойственно становиться старыми(:-).
Или не становиться(если погибают).

Сколько прекрасных стихов основано на том, что мертвые герои остаются молодыми(следовательно они никогда не будут старыми).
Но значит-СТАРЫМИ БУДУТ ДРУГИЕ.
Это ведь очевидно, не так ли?

(Ответить) (Уровень

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-24 05:17 pm UTC (link)
Не знаю, мне на примере Сократа такого не рассказывали.

В 1941 году процент евреев в ВКП(б) был довольно невысок, как мне представляется.

"Следовательно в годы общественных конфронтаций одна сторона охотится за лучшими у другой, а другая-за лучшими у первой."

Ерунда какая-то, социал-дарвинистская, на мой взгляд. С тем же успехом можно говорить, что лучшие чаще выживают, т.к. они лучшие.

"Молодым мужчинам со временем свойственно становиться старыми"

Ага, и именно поэтому сложно говорить о какой-то особенно высокой смертности среди пожилых людей.

"Сколько прекрасных стихов основано на том, что мертвые герои остаются молодыми(следовательно они никогда не будут старыми).
Но значит-СТАРЫМИ БУДУТ ДРУГИЕ."

Стихи мне представляются сомнительным методом социологического анализа. Да и стихов о выживших хватает.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 05:42 pm UTC (link)
Лучшие не в смысле активные, а в смысле высокой морали.Известно же, что Господь Бог забирает на небо тех, кто достиг уже на земле своего морального потолка.А вот тех кто ещё недостаточно чист-тех оставляет мучаться и дозревать, вроде как хозяин-недозрелые овощи на грядке.
(:-)
смертность не среди пожилых,а среди среднего возраста.Среди пожилых потом получается просто недостаток людей.Меньше их остается, что ж тут непонятного?После войны полвека прошло, динамику просечь несложно по-моему.Статистика должна быть,но и без статистики очевидно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-24 05:46 pm UTC (link)
Ну так что же, по вашему, нынешние русские это потомки лиц невысокой морали? А красное знамя кто на Рейхстаге поднимал - это тоже с невысокой?

"Среди пожилых потом получается просто недостаток людей.Меньше их остается, что ж тут непонятного?"

У нас с вами речь шла о "сразу-послевоенном" периоде, а потому смертность среди людей среднего возраста никак не могла повлять на число стариков в это время.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 06:13 pm UTC (link)
1)Интересно бы узнать, действительно- в каких прдвигах прославились Егоров и Кантария за 5 лет войны,ДО операции со знаменем на Рейхстаге.Я что-то не встречал в литературе описаний.
2)по-моему мнению людьми с самой высокой были те,кто погиб в 1941-42,не пустив фашистов в Москву и переломив ход войны.Совершив перелом. который они уже не увидели.
Мне они близки как-бы профессионально.Ведь редкий архитектор доживает до полного воплощения своих замыслов в реальности.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-24 06:30 pm UTC (link)
1) совершенно очевидно, что они и не должны были быть героями, они должны были быть "обычными солдатами". Но я говорил не конкретно о них, а о всей Советской Армии.

2) А люди, которые встречали Новый год 1943 год под Сталинградом, горели в танках на Курской дуге, форсировали Днепр и т.п. - они по вашему "с более низкой"? А те, кто не погиб в Сталинграде и под Москвой?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 06:35 pm UTC (link)
Конечно глупо мерить нравственную высоту людей оказавшихся в ситуации в которой самому не довелось побывать.

Меня скажем так-просто больше увлекает героизм людей, ещё не знающих, что "наша берёт",тем более не знающих что"наша взяла".Гекроизм тех перед кем одно только горе, смерть, и поражение. а они все-таки хотят победить.

Это чисто художественное впечатление, не обращайте внимания если вам не нравится.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]kmartynov
2004-08-24 07:11 pm UTC (link)
Ну, отсюда вряд ли можно сделать вывод о степенях нравстенного совершенства.

Да и вообще, не знали, что "наша берет", пожалуй только летом-осенью 1941 и летом-осенью 1942. Но уже в декабре 1941 года было понятно, что немцев можно бить, так что все тезисы советской довоенной пропаганды о неизбежности нашей победы начали мало-помалу оправдываться.

Читал я тут книжку про Сталинград, так вот там в самые трудные дни осени 1942 года верили в победу, как только соышали, что "с севера идет Жуков".

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-24 08:01 pm UTC (link)
да. такие факты бы нашим горе-историкам (трубящим о жестокости Жукова)-да в уши...наверное такая молва больше дала на одну чашу весов Победы, чем один-два сгоряча расстрелянных Жуковым изменника-на другую.

(Reply to this)(Parent)

Re: Мне за полтинник уже...
[info]atrey
2004-08-23 06:17 pm UTC (link)
вместо храмов в брежневские времена проектировали и строили мемориалы.Такие-же вроде ненужные. Храмы правда красивее в пейзаже.

(Reply to this)(Parent)

(Reply from suspended user)

[info]daria_d
2004-08-25 07:47 am UTC (link)
Хорошая статья.
Странно, правда, что автор, видимо, желает женщинам плакать и убиваться по своему ребенку - а их поведение, по моему счету, гораздо достойнее - свидетельствует о том, что вера и Небо для них - реальность.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-08-25 11:39 am UTC (link)
Ой, нет, плохая статья. Он дальше там такую ерунду пишет. Да и в этом отрывке, вы правы, у него резко негативное отношение к православию.

Но при том подмечено интересно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]daria_d
2004-08-26 05:41 am UTC (link)
Последний абзац понравился, очень прочувствованно :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]daria_d
2004-08-26 06:27 am UTC (link)
В принципе, он прав - что в христианстве самое главное - смерть (как итог). Но оценка этого (у него - минус, у меня - плюс) не совпадают :)

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz