Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-08-25 22:07:00

Письма о Восточной Сибири Алексея Мартоса
Москва, в Университетской типографии, 1827 г.



"Монастырь лежит при самой Московской дороге, в 5 верстах от Иркутска. По примеру всех обителей, он обнесен оградою с тремя по углам башнями, которая здесь представляет неправильный треугольник, заключающий общей сложности линий до 300 сажен, следовательно оный невелик. Селение Жилкино, правильно расположенное по берегу Ангары, почти примыкает к монастырским стенам; одна небольшая топь разделяет их.
На аттике Собора, впрочем могущего искать первенства в изяществе архитектуры, поражает поклонника надпись: Ведомому Богу, которую осеняет всевидящее Око. От ворот тотчас на левой руке находятся келлии Архимадричьи, и в них портреты всех блюстителей святыя обители сея и Преосвященных Иркутских. Архимандрит Николай, ученый инок, есть нынешний начальник Вознесенского монастыря и сверх того он же ректор Семинарии, в городе при Архиерейском доме находящемся. Отец Архимандрит пользуется общим уважением иркутской публики.

Сего-дня, в день Св. Николая Чудовторца, служба Божия отправлялась в теплой церкви, поелику термометр по Реомюру здесь превышал 30 градусов; три инока служили молебен. Народа в храме было очень немного, ибо каждый имел причину страшиться ужасного мороза. Мощи Св. Иннокентия опочивают в Соборной церкви Вознесения Господня на правой руке в серебряной позолоченной раке, которая работана в Москве и принесена в дар покойным иркутским купцом Мыльниковым. Император, Царь Сибирский, Александр I-й в 1806 году пожаловал на сию раку покров из богатейшей золтой парчи; оный подложен белым атласом и обшит широкую золотой бахрамой с большими на углах золотыми кистями. Подле гроба, несколько выше, за стеклом хранятся вещи Святителя: риза, посох, клабук, камилавка и башмаки.

Вознесенский монастырь заключает в себя церкви: Соборную, Вознесения Господня, колокольню в 18 сажен вышиною, Успения Пресвятой Богородицы и Смоленской Божией Матери. Сии здания, по наружнему виду и внутренней архитектуре, точно такие, как и в прочих наших обителях, большего и меньшего пред оными маштаба.

Монастырь существует уже полтораста лет; он построен 1672 года в царствование Алексея Михайловича. Сие свидетельствует грамота Сибирского и Тобольского Митрополита Корнилия боярскому сыну Ивану Максимову, козачьему пятидесятнику Онисиму Михайлову и десятнику Ивану Турчанинову с товарищи данная. Сии добрые служивые, верные сыны Религии, пригласили к себе вкладчиков из Енисейска, в зависимости от которого тогда состоял Острог Иркутский. Схимонах Герасим, коего почтенный лик украшает портретную галлерею Архимандритова монастыря, был первым строителем святой обители на Ангаре. Он скончался в 1676 году.

Но из всех начальников Вознесенского монастыря Св. Иннокентий озарен немерцающими лучами славы... Малороссия есть отечество Св. Иннокентия, из фамилии Кульчицких. Он обучался в Киеве и в Печерской Лавре пострижен в монашество. Кажется, Промысел предоставил сему знаменитому граду образовать людей великих в Церкви и Отечестве. Нестор, отец Российской Истории, Св. Димитрий Ростовский, безсмертный автор Четьи-Миней, Феофан, Гавриил, Леванда и многие мужи, могущие стать на ряду с Боссюэтами, Массильонами, были питомцами Киева; и дабы еще сильнее убедиться в том, стоит прочесть Словарь Духовных писателей Греко-Российской Церкви - творения нынешнего Киевского Архипастыря Евгения, которому просвещенная Европа давно уже платит дань своего удивления и уважения!

Св. Иннокентий был Префектом Московской Славено-Греко-Латинской Академии, где и преподавал курс Философии; оттуда переведн Соборным Иеромонахом в Александро-Невскую Лавру, и в Троицком Соборе, в пристутствии Императора Петра I, посвящен во Епископа Переяславского.

После сего Государю было угодно отправить Св. Иннокентия в Пекин к Императору Кан-си; но недоверчивое китайское правительство под разными предлогами отклонило дальнейшее следование его за нашу границу в Мунгалию и далее к великой стене. Во время возникших по сему предмету сношений с Двором Пекинским Св. Иннокентий проживал в Селенгинске до 1725 года, как кончила Петра Великого дала иной оборот связям России с Императором Кан-си. Екатерина I сочла за нужное отправить в Пекин Чрезвычайным Посланником и Полномочным Министром графа Савву Владиславича Рагузинского. Граф взял с собой и Преосвященного с его свитою; но министры Кан-сия вторично отказали принять пастыря.

Таким образом Св. Иннокентий обратно переехал море Байкал, и управляя Иркутской Епархиею, имел пребывание в монастыре Вознесенском, где и скончался 27 ноября 1731 года. Церковь через семьдесят лет сопричислила Праведника в лик Святых...

Отслужив молебен Праведнику, я спешил в Жилкино, ибо стужа все усиливалась. Странная вещь, что при столь страшных морозах, кои уже несколько дней по утрам постпенно превышают 30 градусов по Реомюру, Ангара еще не замерзла. По ней с треском несет шугу или лед; но густой пар, исходящий из воды, показывает теплоту оной и скрывает от меня все виды и самый Иркутск."


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz