Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2004-09-22 20:30:00

Наблюдал сейчас сцену торговли Чичикова и Собакевича в телевизионной постановке и вспомнил, что до сих пор за всю свою сознательную жизнь так и не смог понять,

какие претензии у Гоголя были к Собакевичу?

Это ведь глыба, человечище, а вовсе не комический персонаж в ряду других, сколько бы не старался его таким представить автор в романтическом угаре.


(Post a new comment)


[info]monkhermit
2004-09-22 05:04 pm UTC (link)
Ну скорее всего самодурство и чугунножопие.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-09-22 05:07 pm UTC (link)
А какое в нем самодурство и чем плохо чугунножопие? ;))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]monkhermit
2004-09-22 07:01 pm UTC (link)
скачал источник, изучу и завтра в обед поделюсь мнением - заинтересовало...

(Reply to this)(Parent)


[info]nikname
2004-09-22 05:04 pm UTC (link)
ПОлагаю, что Собакевич был воплощением косной силы. Тормоз на пути прогресса.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-09-22 05:08 pm UTC (link)
Да, пожалуй его "дефект" по Гоголю в этом. Но вот что тут комического? ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]nikname
2004-09-22 05:10 pm UTC (link)
Хотя бы "Извините, кажется я вас немножечко побеспокоил?". Гоголь его высмеивал, может быть натужно. Кстати, сцена торговли, вполне комичная. В том числе не только описание профессий покойников, но и мелкое жульничество - Воробей.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 05:13 pm UTC
(no subject) - [info]nikname, 2004-09-22 05:14 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 05:21 pm UTC
(no subject) - [info]nikname, 2004-09-22 05:50 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 06:18 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:59 pm UTC
(no subject) - [info]monkhermit, 2004-09-22 07:07 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 07:14 pm UTC
(no subject) - [info]monkhermit, 2004-09-23 06:18 am UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-23 06:23 am UTC

[info]regenta
2004-09-22 05:09 pm UTC (link)
Вот и я про то! А Плюшкин! Это вообще самый любимый мой персонаж: без плюшкиных не было бы археологии. А Манилов! Какой образец нежной супружеской верности! Ну и так далее: они же все, "мёртвые души", были воплощениями каких-то отдельных добродетелей. Суть в том, что Гоголь так и остался ХОХЛОМ с тайной нелюбовью ко всему великорусскому и уж тем более - николаевскому. От этого и все проблемы. А так вообще я Николая Васильевича обожаю. Особенно "Женитьбу": в Подколёсине он сам себя описал. И экранизация "Женитьбы" суперская.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-09-22 05:18 pm UTC (link)
Ну, Плюшкина уже давно реабилитировали практически. А вот с Маниловым сложнее - это ведь практически какой-нибудь философ, известный в пределах третьего транспортного кольца: а хорошо бы мост построить и купцов посадить... Это с одной стороны, а с другой - Манилов действительно на почве семейной жизни любого известного философа посрамит и тем уже может считаться настоящим почвенником и традиционалистом. В отличие от.

"Суть в том, что Гоголь так и остался ХОХЛОМ с тайной нелюбовью ко всему великорусскому и уж тем более - николаевскому."

Гм, вот ведь как ;) Нет, я не согласен! Гоголь это не просто хохол, а хохол романтик, сродни романтику-эфиопу. Отсюда поиски типических героев на белом коне, эх...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2004-09-22 05:26 pm UTC (link)
Ну так Манилов только перед женой, детишками да заезжим гастролёром Чичиковым свои мечты излагал. Он даже и на ЖЖ не покушался. В отличие от.

Точно, Гоголь был романтик, но хохол, с его хохляцким романтическим антуражем. А вот великорусской романтичности (как вектора государственности) он на дух не переносил. По сути был совершенно диссидентский писатель, но благодаря своей набожности (кстати, совершенно католической по духу) прошёл по регистру традиционалиста-консерватора. Мне почему-то кажется, что Сталин был должен его не любить, но скрепя сердце его включили в школьную программу. Вот с тех пор он нам всем мОзги и пудрит.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]nikname, 2004-09-22 05:52 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:02 pm UTC
(no subject) - [info]nikname, 2004-09-22 06:05 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:18 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 06:20 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:28 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 06:46 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:50 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 07:14 pm UTC
(no subject) - [info]kolossal, 2004-09-25 01:22 am UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:32 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2004-09-22 06:47 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:53 pm UTC

(Reply from suspended user)
Вот горе от ума-то!
[info]probegi
2004-09-22 07:05 pm UTC (link)
Нет бы рассмотреть на Манилова: вот ведь, мол, смешной какой - глупый, нерадивый мечтатель, а как жену любит! Вдруг это как-то одно с одним? Да и просто: вот, се человек есть. И т.д.

Так нет, свои же комплексы, да на и без того несчастную голову Николай Василича.
Эх-ма...

(Reply to this)(Parent)


[info]nikomu
2004-09-22 08:20 pm UTC (link)
Как раз про Женитьбу рецензию прочел, интересная постановка
http://www.kamsc.ru/reviews.asp?id=6

А насчет его велико- или мало- русскости, так или иначе, за последующие 100 с лишним лет великорусская литература Гоголя уже усвоила, как составную часть. Хотя что-то в ваших рассуждениях на эту тему мне близко, т.к. сам "тайный хохол", но не так все однобоко: любовь и ненависть, отвращение и восхищение в велико- и малороссийских отношениях перемешаны причудливым образом, и отделить одно от другого вряд ли кому-то под силам. Любовь же в целом как более созидательное чувство, вна творческого и думающего человека обычно влияет больше.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2004-09-22 08:31 pm UTC (link)
Да, любопытная трактовка. Вообще-то, по-моему, даже "Ревизора" ещё при жизни Гоголя играли как духовную драму в монастыре типа того, что все персонажи - персонификации страстей, а подлинный ревизор в конце - это высший Судия. А вот про причудливое переплетение великорусского и малорусского я согласна. Жалко, что теперь этого нет - всем во вред, в общем-то.

(Reply to this)(Parent)


[info]nikomu
2004-09-22 05:20 pm UTC (link)
А почему вы решили, что у Гоголя к нему претензии были?
По-моему, он всех своих персонажей любил, а то, что кое-где излишне комично вышло, просто не умел видимо писать по-другому, плюс пристрастность интерпретации, вошедшая в шаблон...

Единственная может быть общая "претензия" ко всем персонажам поэмы, это то, что они за земным забыли о небесном, и тут каждый тип показывает какую-то страсть в человеке... В этом смысле Собакевич персонаж очень характерный и непростой, и на самом деле может быть самый тяжелый случай...

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2004-09-22 05:23 pm UTC (link)
Ну так ведь говорят был план второй части, где выводится положительно-идеальный персонаж, надежда русского света и т.п., разве нет?
А соответственно Собакевич чем-то все-таки плох в ряду Плюшкиных, да Коробочек...

А почему вы думаете, что Собакевич забыл о небесном, из чего это видно?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]nikomu
2004-09-22 06:42 pm UTC (link)
План был, да не удался, хотя интересно было бы почитать, зря он ее сжег все-таки...

А насчет собственно Собакевича, конечно сказать на 100% не могу, что у него там на душе. Есть просто образ, что у меня в голове сложился после прочтения, это такой излишне земной человек. Жесткий, практичный, хорошо устроившийся в этом мире, если он и вспоминает, когда-то о чем-то небесном, то воспринимает это как слабость или глупость.
Я просто похожих людей знаю.

Хотя согласен, что это лишь шаблон, и любой реальный человек в него не вписывается.

(Reply to this)(Parent)


[info]regenta
2004-09-22 05:32 pm UTC (link)
Всё относительно, это как смотреть: с одной стороны - страсть, а с другой она - вроде как и добродетель (супружеская верность - Манилов, хозяйственность - Собакевич, аккуратность - Коробочка, товарищество - Ноздрёв, бережливость - Плюшкин: Плюшкин же был археолог, он работал на будущее, на историю, некогда ему было за мужиками смотрить - всё равно ведь сопьются да пропадут).

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2004-09-22 06:22 pm UTC (link)
Плюшкин был первым археологом гуманитарного знания ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:30 pm UTC

[info]nikomu
2004-09-22 06:29 pm UTC (link)
с одной стороны - страсть, а с другой она - вроде как и добродетель
в смысле наши недостатки - продолжение наших достоинств? или наоборот? в принципе, разницы кажется нету, одно в другое переходит довольно часто, согласен. Но тем не менее грань, между дурным и добрым поступком, чаще всего вполне отличима... По крайней мере, если вести речь о конкретных эпизодах. Вряд ли Плюшкиным двигала любовь к археологии, когда он угощал Чичкова плесневелым сухарем :-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 06:40 pm UTC
(no subject) - [info]nikomu, 2004-09-22 08:02 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 08:15 pm UTC
(no subject) - [info]nikomu, 2004-09-22 08:32 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2004-09-22 08:35 pm UTC
Собакевич - силища!!!
wildant
2004-09-22 06:20 pm UTC (link)
и сытно поесть был не прочь

(Reply to this)(Thread)

Re: Собакевич - силища!!!
[info]kmartynov
2004-09-22 06:21 pm UTC (link)
Именно!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Собакевич - силища!!!
[info]regenta
2004-09-22 06:44 pm UTC (link)
Это же оплот государства - хоть частнособственнического, хоть социалистического. Был бы он завскладом (вспоминайте "Операцию Ы") - воровать бы не стал. Плюс почвенник, чуждый чужебесия и низкопоклонства перед Западом ("мне лягушку хоть сахаром обсыпь, я её есть не стану"). Матёрый человечище!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Собакевич - силища!!! - [info]kmartynov, 2004-09-22 06:48 pm UTC
Это не у Гоголя претензии были,
[info]probegi
2004-09-22 07:08 pm UTC (link)
а у Белинского-Добролюбова.

(Reply to this)(Thread)

Re: Это не у Гоголя претензии были,
[info]kmartynov
2004-09-22 07:20 pm UTC (link)
Вы нашего Белинского не замайте! ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Ваш Белинский - это Ольшанский того времени
[info]probegi
2004-09-23 09:46 am UTC (link)
Или Крылов, тут все равно.

хехе

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Ваш Белинский - это Ольшанский того времени - [info]kmartynov, 2004-09-23 12:44 pm UTC
Не думаю. - [info]probegi, 2004-09-23 12:59 pm UTC
Re: Не думаю. - [info]kmartynov, 2004-09-23 01:24 pm UTC
Минуточку. - [info]probegi, 2004-09-23 01:31 pm UTC
Re: Минуточку. - [info]kmartynov, 2004-09-23 01:33 pm UTC
(вежливо сблевывает в кулачок) - [info]probegi, 2004-09-23 02:18 pm UTC
Re: (вежливо сблевывает в кулачок) - [info]kmartynov, 2004-09-23 02:29 pm UTC
Re: Это не у Гоголя претензии были,
[info]nikomu
2004-09-22 08:03 pm UTC (link)
вот и о том же

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz