Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2005-03-26 03:45:00

Я где-то там внизу уже писал о чужих наблюдениях-противопоставлениях относительно тела у Эйзенштейна и Рифеншталь.

Теперь вот еще что удалось подметить: знаменитая сцена "психической атаки" в "Чапаеве" Васильевых прямо играет на противопоставлении тела живого, человеческого и страдающего (партизаны, замершие и наблюдающие за движением цепи) и тела, наделенного технологичностью машины, определенного эстетикой порядка, геометричности (движущаяся линия атакующих). При желании, с поледним обстоятельством можно связать и солярный миф, наверное.

"Красиво идут - интеллигенция!", - это фраза об атакующих капеллевцах могла быть сказана по поводу шествий "Тримфа воли", который был снят в том же 1934 году. Образ эсесовца, который "идет красиво" в пропагандистских фильмах и на фотографиях нацистов, словно копирует этот классический образ Васильевых (центральный момент - папироса у офицера - символ презрения к черни и смерти). Ему противостоит советский образ солдата, который может быть некрасив, как и "партизанская шваль" Чапаева, но страдающее тело которого есть средоточие истины.


47 kb

Партизаны в районе битвы на Курской дуге. 1943 год.


Эта телесная некрасивость-страдание настолько фундирует образ советского солдата, что даже картины Парада Победы сохраняют человечность, не превращаясь в манифестацию машины официального.

Красота этого человечного тела не отрицается, но понимается в духе христианства: как нечто тождественное истине и добру. Тело как требующее и взывающее к преображению.

Красота и витальность должны выглядеть так:

28 kb

Казаки в заснеженной степи преследуют быстро отступающие немецкие войска. 1943 год.


(Post a new comment)


[info]pr_x
2005-03-26 01:46 am UTC (link)
Это, кажется, советская идея – победа над эстетически превосходящим противником.
Идет прямо от революции.
А ведь до революции вроде было по другому – русские воины в соображении памяти выглядели здорово.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-03-26 01:54 am UTC (link)
Не знаю, отчего вы так решили, но я пишу об обратном: советские войны эстетически превосходили противника и выглядят здорово. И это здОровость идет от человечности и платонических красоты-истины-добра.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pr_x
2005-03-26 02:24 am UTC (link)
«...образ солдата, который может быть некрасив, как и "партизанская шваль" Чапаева, но страдающее тело которого есть средоточие истины»
-это Вы написали, и этот образ, на мой взгляд, не является эстетически превосходящим, если не путать эстетику с этикой, правотой, истиной и т.д.
Мне кажется, что дореволюционный образ воина меньше упирал на истину и страдание, и больше на удачливость, мощь. Собственно, капелевцы у Васильева – это пародия на тот дореволюционный тип.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-03-26 02:38 am UTC (link)
Я написал и еще кое-что, кроме этого. Речь не идет о смешении эстетики и этики, а об утверждении иного типа эстетики по отношению к чистой эстетике машины-гордости-смерти. В этом ином типе эстетики центром становится красота живого тела, сопротивляющегося смерти.

Эта эстетика вовсе не противопоставляется удачливости и мощи, как это можно видеть из последней иллюстрации. Скорее, напротив. Все дело в том, что эта удачливость и мощь человеков, а не машин. Тут можно хотя бы описание батальных сцен у Толстого вспомнить, которое имеет параллели как у Васильевых, так и у авторов, описывающих Великую Отечественную потом.

Что касается пародии на дореволюционный тип - я с этим категорически не согласен. Дореволюционная армия не состояла из отборных идейных офицеров, не ходила в "психические атаки", не носила символики, связанной со смертью, не испытывала презрения к черни, не воевала против типических русских, наконец.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]rodgar
2005-03-26 07:49 am UTC (link)
и прямо после революции все эти черты возьми и появись. Бес попутал, не иначе.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]comrade_q
2005-03-26 09:15 am UTC (link)
Нет. Вы положительно плохо умеете читать. Толстой - он после революции появился?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]rodgar, 2005-03-26 05:33 pm UTC

[info]kmartynov
2005-03-26 05:37 pm UTC (link)
Да нет, я уже поправился по соседству - все эти черты начали появляться раньше, но сутью русской армии никогда не были.

(Reply to this)(Parent)

Ты ошибаешься.
[info]wolfschanze
2005-03-26 01:20 pm UTC (link)
Первые ударные части, с эмблемой МГ, появились еще до Февральской революции. И в психические атаки ходила русская армия, недолго, в 14 - м году, и офицеры презрительно помахивая травинкой в атаку в первых шеренгах шли, тоже недолго, но было, ну а про презрение))) А зуботычины солдатам - это как?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Ты ошибаешься. - [info]kmartynov, 2005-03-26 05:36 pm UTC
Re: Ты ошибаешься. - [info]rodgar, 2005-03-26 05:44 pm UTC
Re: Ты ошибаешься. - [info]kmartynov, 2005-03-26 05:48 pm UTC
Суть - - [info]rodgar, 2005-03-26 06:24 pm UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-26 06:38 pm UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-26 11:48 pm UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-27 03:40 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-27 09:56 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-27 10:30 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-27 08:11 pm UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-27 09:23 pm UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-27 10:38 pm UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 05:30 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-28 07:52 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 08:11 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-28 08:22 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 08:34 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-28 08:53 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 09:01 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-28 10:45 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 10:52 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-28 11:03 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 11:10 am UTC
Re: Суть - - [info]rodgar, 2005-03-28 11:43 am UTC
Re: Суть - - [info]kmartynov, 2005-03-28 11:54 am UTC
Re: Ты ошибаешься. - [info]kmartynov, 2005-03-26 05:50 pm UTC
Слушай - [info]wolfschanze, 2005-03-26 08:03 pm UTC
Re: Слушай - [info]kmartynov, 2005-03-26 08:15 pm UTC
Re: Ты ошибаешься. - [info]kmartynov, 2005-03-26 05:50 pm UTC

[info]kmartynov
2005-03-26 02:44 am UTC (link)
То есть, если уж на то пошло, то Чапаев здесь продолжение линии народных героев, таких как Пожарский или Кутузов; лицо, безусловно, глубоко национальное и совершенно "дореволюционное" в этом смысле. Абсурдно говорить о "пародии на дореволюционный тип" в этом контексте.

Отряд капеллевцев, скорее, сам является "революционным типом", следствием февральской революции - совершенно чужеродным в России как по форме, так и по содержанию.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pr_x
2005-03-26 03:04 am UTC (link)
Ну да, у Высоцкого есть песня, как Кривда скроила капелевцам рожу бульдожью...
Соцарт (отчасти)и был такой кривдой- присваивал все что мог из прошлого, и Кутузова и Минина, а что не мог присвоить (походку белого офицера, дворянина)-то представлял в виде карикатуры.
А походка-чрезвычайно важна. У Гумилева она была, а у Твардовского – уже нет.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kmartynov, 2005-03-26 10:13 am UTC
(no subject) - [info]pr_x, 2005-03-26 02:56 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-03-26 05:45 pm UTC
(no subject) - [info]pr_x, 2005-03-26 07:06 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-03-26 07:34 pm UTC
(no subject) - [info]pr_x, 2005-03-26 08:59 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-03-26 09:05 pm UTC
Вынужден огорчить))) - [info]wolfschanze, 2005-03-26 01:25 pm UTC
Re: Вынужден огорчить))) - [info]pr_x, 2005-03-26 03:08 pm UTC
Ну Рокоссовского вспомните - [info]wolfschanze, 2005-03-26 03:21 pm UTC
Re: Ну Рокоссовского вспомните - [info]pr_x, 2005-03-26 03:38 pm UTC
Интересная мысль!
[info]miteque
2005-03-26 02:00 am UTC (link)
Можно в таком же ключе сравнить фильм "Олимпия" и советские короткометражки про спартакиаду 1920-х годов.

(Reply to this)


[info]comrade_q
2005-03-26 09:18 am UTC (link)
На самом деле суть тут в том, что советская эстетика есть продолжение гуманистической эстетики, в то время как фашистская эстетика есть отрицание гуманизма.

Через это и разница в образе солдата и войны в этих двух эстетиках.

(Reply to this)(Thread)


[info]brother2
2005-03-26 09:54 am UTC (link)
На самом деле суть тут в том, что советская эстетика есть продолжение гуманистической эстетики, в то время как фашистская эстетика есть отрицание гуманизма.

а не наобот? фашистская эстетика как раз продолжает эстетическию линию возрождения

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]comrade_q
2005-03-26 10:33 am UTC (link)
Нет, не наоборот.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]brother2
2005-03-26 10:42 am UTC (link)
может и наобото
но ведь нацистские представления о правильном арийском черепе оч близки к поискам идеальных пропорций у Микельанжело и Леонардо
а вот в соцреализме я такого не припомню
в нацизме арийский человек ценен сам по себе, просто потому, что он арийский человек
эта установка близка к гуманистической установке на априорную ненность человека как такового
а вот в социалистических представлениях - ценность надо было заслужить (или можно было обрести)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]rodgar
2005-03-28 07:57 am UTC (link)
нет, нет, в нацизме ценна общность людей, а не отдельный человек.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]brother2, 2005-03-28 10:27 am UTC

[info]kmartynov
2005-03-26 10:14 am UTC (link)
Я плохо понимаю, что такое гуманистическая эстетика.

(Reply to this)(Parent)


[info]fratellolew
2005-03-26 09:51 am UTC (link)
почему-то вспомнился просмотренный недавно эйзенштейновско-васильевский фильм Александр Невский и красавец главный герой Черкасов. )))

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-03-26 10:16 am UTC (link)
Вы находите здесь противоречие? Я думаю, что красавец-человек и "вставайте люди русские" там тоже противостоит псам-рыцарям-машинам.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]fratellolew
2005-03-26 05:28 pm UTC (link)
не противоречие, а цветущее разнообразие)))

(Reply to this)(Parent)


[info]rodgar
2005-03-28 07:57 am UTC (link)
ну там-то 42ой год. понятное дело.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-03-28 09:31 am UTC (link)
Где 42-ой год?

(Reply to this)(Parent)


markbell
2005-03-26 01:18 pm UTC (link)
так!

(от карточек не оторваться)

(Reply to this)


erlen
2005-03-26 02:11 pm UTC (link)
КАЗАКИ И В АФРИКЕ КАЗАКИ

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-03-26 05:52 pm UTC (link)
Очень правильное наблюдение.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz