Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2005-05-02 00:32:00

Липавский о селективности любви
Вот что сейчас меня занимает, а сказать лучше я бы не смог.

...любви свойственна непременно абсолютная селективность. «Он (или она) более подходит мне, чем все иные, имеющиеся в кругозоре, и вряд ли я встречу еще более подходящего во всех отношениях, ценного для меня», — такое ощущение очень часто, вероятно, в подавляющем большинстве случаев, является основанием сближения людей друг с другом и выдается за любовь. Но любовью это считать нельзя. «Он (или она) вполне, единственно и незаменимо ценен и подходит мне, как если бы мы были созданы специально и исключительно друг Для друга, никто из других, известных мне и не известных, не может быть хотя бы частично столь же ценным», — так ощущает любовь.
42
В абсолютной селективности есть трагичность. Ибо она необходима живому существу, как воздух, без нее мир становится неинтересен, лишается значительности и очарования. Но, рассуждая рационально и практически, очевидно, что абсолютная селективность -иллюзия. Рассуждая практически: чувство приходит и уходит, разлука стирает его, как будто и не было, люди женятся и выходят замуж вновь, забывая своих умерших. И нельзя осуждать их за это: иначе жизнь была бы немыслима. Пишущий эти строки помнит, как он однажды, уже давно, вместе с еще одним мальчиком потерял уважение к взрослым. Было это так: им стало вдруг ясно, что все умрут, и родители, поскольку они старше, прежде своих детей. Но если любовь чего-нибудь стоит, то как можно мириться с этим и жить дальше? Они удивлялись взрослым, почему те не кончают самоубийством, когда их родители умирают. Им казалось, что сами они поступят так. В этих рассуждениях была прямолинейность, исчезающая при столкновении с жизнью, но не опровергнутая ею. Ибо действительно до сих пор не известно в точности, как вести себя на похоронах близкого или в присутствии его мертвого тела, — от этого всегда ощущается неловкость. На помощь, впрочем, приходят три обстоятельства: театральность, шок и взаимная скидка. Но не стоит останавливаться на этом. Достаточно сказать, что подобные испытания обнаруживают удивительную несерьезность человеческих чувств, при всей их кратковременной бурности, и удивительную, непристойную живучесть тех, кто их переживает. Все это напоминает картину города, который должен был давать дочерьми и сыновьями дань Минотавру; там, наверное, тоже грустили по этому поводу и раздирали на себе одежды, что давало некоторое удовлетворение, сочувствовали и не были требовательны друг к другу, ибо всем необходима была скидка, так как все могли попасть в то же положение; наиболее чувствительные падали при получении рокового известия на землю и хватали некоторое время воздух ртом, как животное, получившее в живот удар ногой, но затем приходили в себя и бежали по своим делам.
А может быть, так и следует вести себя: волноваться, собственно говоря, не из-за чего? Не преувеличиваем ли мы неистово, не раздуваем ли своих чувств? Школьные товарищи встречаются спустя несколько лет, и оказывается, что, прежде готовые пожертвовать жизнью друг за друга, теперь они чужды. Вдумавшись, они начинают понимать, что их дружба была основана всего-навсего на том, что они сидели на одной парте или после школы возвращались одним путем домой. Но не на подобных ли случайных обстоятельствах основывается селективность вообще всякой любви? Так думаем мы, судя практически.
43
Рассуждая рационально, мы заключаем, статистически и по сути, что абсолютная селективность неосуществима. Статистически: достаточно сравнить число знакомых с общим числом людей; вероятность того, чтобы <объект> — не говорю уже о наиболее селективно-достойном, но хотя бы средне — оказался в кругу знакомых, равна почти нулю; следовательно, любовь всегда направляется на малоподходящий объект просто потому, что более подходящих в наличии нет. По сути: если селективное соответствие имеет степени, то их счет ничем не ограничен, мы всегда можем представить себе еще большее соответствие; искать наибольшее соответствие оказывается столь же безнадежным делом, как искать наибольшее возможное число; и всегда можно найти число, по сравнению с которым имеющееся в наличии покажется совершенно ничтожным, жалким и недостойным внимания. Поэтому-то ощущение «он (или она) хотя и не совершенно, но лучше других» не имеет никакой силы и не может служить основой любви.
44
В этом трагичность абсолютной селективности: ее не может быть, и, вместе с тем, она должна быть, ибо если ее нет, то, собственно, вообще нет селективности, нет индивидуальной ценности в любви. Но это касается не только любви. В этом трагичность всякого сравнения по величине, всякого количества. Уже одно то, что на свете так много людей, каждый из них все равно, что живая точка в капле воды под микроскопом среди бесчисленных других, — оскорбление. Невероятно огромное пространство мира — оскорбление.
И время тоже оскорбление, главное из всех. Каждый шаг в познании мира, каждое новое открытие, показывающее, что за видимым горизонтом есть еще и еще предметы, было уничтожением человека. Вдуматься хотя бы в то, что существует безмерное море, вполне безлюдное, по которому день и ночь всегда ходят волны, им нет никакого дела до нас, или огромные пустыни, над которыми носятся ветры. Это чувство охватывает человека, когда он остается один на один с природой или вырывается из узкого привычного круга событий. В этом ужас миграции: представить себя вышедшим на иной берег, сидящим среди неизвестных безучастных людей, говорящих на чужом языке. Нехорошо, как сказано, человеку быть одному. И даже умирать неприятнее всего в гостинице или в бараке, в номерной комнате на безличной, переходящей от одного к другому, поочередно, простыне. Ибо в этом открытое неуважение, без всяких иллюзий. Это чувство уничтожает все ценности, опустошает наслаждение изнутри, лишает их вкуса. Этим чувством проникнут Екклезиаст.
45
Итак, селективность любви есть, очевидно, иллюзия. Но тогда как нелепы и бессмысленны чувства, связанные с любовью: ее волнения, страдания, восторг. Голубю подсунули первую попавшуюся голубку, и вот ему уже кажется, что он хочет только ее, как раз и именно ее, он ревнует, радуется, при разлуке тоскует, может быть, не переживет ее гибели. Впрочем, все это ясно и без сравнений.
46
Не преувеличивается ли вообще ощущение селективности любви? Огромное большинство людей, если судить трезво, совсем не придают этому большого значения. Ведь в действительности, а не в изображениях и описаниях искусства, во все времена дело происходило приблизительно так: надо жениться или нужна временная связь — оглядываются и с помощью третьего лица или самостоятельно устраивают это дело, как всякое другое. Возьмем, для примера, династические браки, они, в общем, были ничем не хуже других. Брачное объявление в газете производит на нас потому несколько странное впечатление, что уж очень тут все оголено, публично и стандартизировано, по сути же этот способ ничем не отличается от иных, обычных, в общем русле. Помнится, в 1919 году на заборе висела некоторое время написанная от руки записочка о том, что студент, будучи одинок, желает жениться, имеет такую-то комнату. В этом было нечто жалостное, но не отвратительное. Жалостное, очевидно, потому, что удачливые люди устраивают свою, как выражаются, судьбу проще, между дел, без помощи объявлений. Но так же, в конце концов, жалка записка на заборе о том, что преподаватель математики, кончил то-то и то-то, дает уроки за такую-то плату, может сам приходить на дом и т.д. В другой брачной записке выставлялось требование к женщине, чтобы она умела играть на рояле; но тут же в конце было написано, что можно и без этого: попытка селективности очень робкая и сейчас же взятая назад. В общем, можно с уверенностью сказать, что большинство людей если не любви, то, во всяком случае, влюбленности не знало и не знает, может быть, потому, что слишком много отнимала сил у них жизнь с ее трудом или нуждой, или потому что они были заняты иными вещами, или еще по другим причинам. Но, так или иначе, селективности тут не больше, чем при выборе обеда на вокзале: поесть надо, а что поесть, не столь важно.
47
Если присмотреться, откуда же возникла в этих случаях иллюзия селективности, то окажется, что она ро-
дилась из тщеславия. Гораздо более, чем хлеб и зрелища, необходимо каждому человеку ощущение своей важности, значительности, того, что в обстоятельствах, наиболее близко его касающихся, имеется нечто особое. Поэтому вполне практичные и бесцветные браки все же непременно освящались, театрализовались, насколько было возможно, временные связи романтизировались в собственном воображении. Считается обычно, что охотники врут много; но обо всем, что касается так или иначе телесного сочетания, врут и хвастают еще гораздо больше. В том, что приобрел женщину не просто, а с приключением, специально и таинственно предназначенную тебе, отринув все остальное, есть нечто значительное и лестное. Нельзя также забывать о влиянии искусства. Самое же важное заключается в том, что иллюзия селективности создается обычно ретроспективно. Пока вещь в витрине магазина, она не отличается от остальных. Но, став личной собственностью, она как бы озаряется новым светом, с ней уже не сравнимо ничто, и это затем проецируется назад, она будто была особенной уже в витрине.


(Post a new comment)


[info]amickko
2005-05-01 09:40 pm UTC (link)
смотрите-ка http://www.livejournal.com/users/amickko/128907.html

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-02 09:33 am UTC (link)
Ага, любопытно.

(Reply to this)(Parent)


[info]regenta
2005-05-01 10:51 pm UTC (link)
Наукообразный эссеистический рационализм-позитивизм. Так, выходит, и вера селективна по чистой случайности - просто то, что оказалось "под рукой"...

(Reply to this)(Thread)


[info]v_shevtsov
2005-05-02 08:46 am UTC (link)
А Вы полагаете, это не так?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2005-05-02 10:32 am UTC (link)
Я "верю, потому что абсурдно". Собственно, так же и к любви я отношусь: чем абсурднее, тем истинней.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


chevengur
2005-05-02 10:49 am UTC (link)
речь же не об этом
аллах так же абсурден, как и иегова
но верите-то вы в кого-то одного

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2005-05-02 10:53 am UTC (link)
Так я верю во Христа, и Он абсурден. В отличие от.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


chevengur
2005-05-02 11:17 am UTC (link)
аллах не менее абсурден как идея
просто вы рассматриваете Христа и он для вас в связи с вашей "влюблённостью" выглядит более значимым

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2005-05-02 11:21 am UTC (link)
Почему? - Аллах логичен: это бог-мститель, бог-завоеватель (равно как Иегова), прекрасно вписывается в рациональную схему человеческого мышления и общества. А Христос абсурден от начала до конца: быть всесильным Богом - и родиться среди скотов, и умереть, как раб.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


chevengur
2005-05-02 11:30 am UTC (link)
идея Бога сама по себе абсурдна
вообще, категория абсурда здесь объяснением не является
абсурдна сама жизнь, так что Бога вы всё равно выбираете так или иначе, абсурден он или нет

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2005-05-02 11:34 am UTC (link)
Конечно, жизнь абсурдна, и абсурднее всего в ней диалектика жизни и смерти. А если так, то адекватнее всего ей будет именно та вера, которая этот абсурд отображает лучше всего.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - chevengur, 2005-05-02 08:08 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-02 11:07 pm UTC
(no subject) - chevengur, 2005-05-03 08:43 am UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-03 06:23 pm UTC

[info]hyperwolf
2005-05-05 01:43 am UTC (link)
Я считаю, что говорящий на русском и при этом верящий во Христа должен быть
православным и не повторять глупые высказывания еретиков.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]regenta
2005-05-05 02:10 am UTC (link)
Тертуллиан - не еретик, а, напротив того, отец Церкви. Его "Credo quia absurdum" является афористичной парафразой учения апостола Павла (о том, в частности, что христианство - это "соблазн и безумие" для эллинов и иудеев). А вот Ваша реплика насчёт русского языка вообще не в кассу: православие - религия вселенская, и православным может быть даже и негр преклонных годов (как оно, впрочем, и бывает в действительности).

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]hyperwolf
2005-05-05 02:21 am UTC (link)
Вот отрывочек из "досье":

"Обратившись в христианство в возрасте около 35 лет, Тертуллиан стал священником и защищал свою новую веру так же, как некогда своих клиентов в суде - обстоятельно, напористо и задиристо. Спустя десятилетие Тертуллиан ушел к малоазийским сектантам-монтанистам, напоминавших современных харизматов - аскетам и мистикам, презиравшим плоть, ждавшим скорого конца света, поклонявшимся своим "пророкам" и искавшим прямой одержимости святым духом, чтобы "говорить на языках" (на практике, это означает невнятные глоссалалии), исцелять и обретать иные сверхъестественные способности. Но Тертуллиану и этого было мало - он ушел и от монтанистов и основал собственную секту, просуществовавшую не менее ста лет после его смерти."

Насчет афоризма - ссылочку подбросите? А то я что-то слабо представляю себе Апостола, высказывающего ТАКОЕ.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 03:15 am UTC
(no subject) - [info]hyperwolf, 2005-05-05 03:21 am UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 04:46 am UTC
(no subject) - [info]hyperwolf, 2005-05-05 04:50 am UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 04:59 am UTC
(no subject) - [info]hyperwolf, 2005-05-05 05:01 am UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 05:17 am UTC
(no subject) - [info]hyperwolf, 2005-05-05 05:19 am UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 05:21 am UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 07:12 am UTC

[info]kmartynov
2005-05-05 07:11 am UTC (link)
Эта фраза приписана Тертуллиану позднее.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 11:46 am UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 01:33 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 02:12 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 02:22 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 02:36 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 02:46 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 02:53 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 02:59 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 03:34 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 04:00 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 04:38 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 05:42 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 06:04 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 06:58 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 07:20 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 07:34 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 07:59 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 08:34 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-05 08:50 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2005-05-05 09:03 pm UTC
(no subject) - [info]regenta, 2005-05-06 02:07 am UTC

[info]arvegger
2005-05-02 12:45 am UTC (link)
Липавский, конечно, мужик интересный, не спорю. Но.

статистически и по сути, что абсолютная селективность неосуществима. Статистически: достаточно сравнить число знакомых с общим числом людей; вероятность того, чтобы <объект> — не говорю уже о наиболее селективно-достойном, но хотя бы средне — оказался в кругу знакомых, равна почти нулю; следовательно, любовь всегда направляется на малоподходящий объект просто потому, что более подходящих в наличии нет. По сути: если селективное соответствие имеет степени, то их счет ничем не ограничен, мы всегда можем представить себе еще большее соответствие

Ну вот смотрите. Допустим, занимаюсь я комдвижением. Как Вы думаете, я всех левых активистов в России знаю? Безусловно. Достигших определенного уровня - всех.
Или, скажем, занималась бы я литературой... Ну и так далее. Так что статистическое сравнение числа знакомых с общим числом людей - это ерунда полная.
Определение степени селективного соответствия - это еще большая ерунда. Это определение происходит стихийно, методом влюбленности. Его можно, имея в распоряжении достоверный материал, разобрать на винтики, и наверняка окажется, что любовь показывает вектор изменения личности...
Опять же непонятно, случайно или умышленно Липавский путает любовь с браком. Любовь подчинена внутренним закономерностям, брак - внешним обстоятельствам. Решил обобщить все широкое со всем зеленым, не иначе. А в общем имеем некое брюзжание, страх перед капиталистическим обществом и капиталистическим сознанием с его множественностью и штамповкой. С непревзойденными героями-одиночками пришлось проститься, а увидеть личность во множественности не научился, вот и брюзжит.

Невероятно огромное пространство мира — оскорбление... Вдуматься хотя бы в то, что существует безмерное море, вполне безлюдное, по которому день и ночь всегда ходят волны, им нет никакого дела до нас, или огромные пустыни, над которыми носятся ветры. Это чувство охватывает человека, когда он остается один на один с природой...

Блять, ну не марксист человек, н е м а р к с и с т . Ну что с него взять.
А туда же, блин, про любовь, про селективность.
Человек, если он нормальный (а не стоящий, опять же, беспомощно в тупике перед "веком толп"), воспринимает себя как часть природы, и вглядываясь в бесчисленные звезды или вслушиваясь в бесчисленные волны, ощущает себя слитым воедино в общем процессе развития, и оттого бессмертным и счастливым. Почитайте любых писателей, убедитесь.

иллюзия селективности создается обычно ретроспективно. Пока вещь в витрине магазина, она не отличается от остальных. Но, став личной собственностью, она как бы озаряется новым светом

Ну и разницы между человеком и вещью, конечно, не видит. Откуда? Что толпа состоит из личностей - это до буржуазной интелигенции до сих пор не дошло.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-02 09:33 am UTC (link)
Ну, а с чего же вы взяли, что любовь левого активиста должна быть направленна неприменно на левого активиста? Л. и не оспаривает "стихийность влюбленности", он размышляет о том, что эта стихийность всегда выбирает из некоторой статистически узкой группы.

Когда Л. сравнивает любовь и брак, он как раз и показывает, что оба явления подчиняются внешним обстоятельствам. А какие же внутренние обстоятельства могут иметься в виду?

И потом, при чем же здесь капиталистическое общество?

"Почитайте любых писателей, убедитесь."

Сартра? ;)

Ну, чувствую я, что я буржуазная интеллигенция...

(Reply to this)(Parent)


[info]regenta
2005-05-02 10:36 am UTC (link)
Да, примерно это я и хотела сказать: брюзжание напуганного буржуазного интеллигента в очочках - такого социологического Эйнтштейна. Мол, верность, жертвенность, подвиг - это всё мираж: хавайте, что дают.

(Reply to this)(Parent)


chevengur
2005-05-02 10:48 am UTC (link)
весь этот общий процесс развития - иллюзия для отдельно взятого человека
сколько угодно можно себя воспринимать частью природы, но от этого вы ближе волнам и звёздам не станете
потому что они просто есть, а вы рефлексируете
так что эта иллюзия ничем не лучше какой-либо иной и к марксизму отношения не имеет

(Reply to this)(Parent)


[info]fratellolew
2005-05-02 10:17 am UTC (link)
меня похожие мысли посетили в светлый праздник - по контрасту(( что же все так грустно?

(Reply to this)


[info]tavitoom
2005-05-02 02:26 pm UTC (link)
"Уже одно то, что на свете так много людей, каждый из них все равно, что живая точка в капле воды под микроскопом среди бесчисленных других, — оскорбление. Невероятно огромное пространство мира — оскорбление."

Мне вот это понраивлось, отголоски подростковых моих мыслей.
А целом, да имхо тут идет речь о выборе спутника жизни, а никак не о любви. Потому как там, где вступает в силу иррациональное, глупо говорить, что оно спровоцированно тщеславием. В таком случае это "тщеславие" вообще должно быть отдельным исследованием, термин равный фрейдовскому "либидо", всепроникающее тщеславие.. Ведь этому "тщеславию" подчиняются все без исключения человеки, какждый раз оно при этом проявляется совершенно по-разному, в самоуничижении, например.
В общем, не верит он в чистую любовь, вот что я скажу%)

(Reply to this)


[info]prommix
2005-05-03 07:11 am UTC (link)
человеческой любви свойственен эксклюзивизм: "крепка как смерть любовь" - говорит премудрый Соломон. Любить - именно его\её. При этом и взаимозависимость, и патология зависят от того, насколько личность переживающая сильное чувство, способна быть самому себе родителем. Я думаю, сила чувства - как аванс, залог - его можно и утратить, а можно и преумножить. Но при этом полюбить можно и того, кто не вызывал вначале ничего - так порой женщины бывают "завоеваны" мужчинами.
Если же переживаемые здесь и сейчас чувства лишь иллюзорны, не имеют никакого смысла - то и само личностное начало столь же бессмысленно, люди в таком случае ничем не отличаются от машин. То, что Липавский называет селективностью, можно связать с человеческой необходимостью выбирать. И отказом от выбора как вариантом выбора.

(Reply to this)


[info]v_shevtsov
2005-05-07 07:16 pm UTC (link)
Еще раз прочитал: очень интересный отчет.
А не подскажете - это из новоизданной книжки Липавского (что-то про "ужас") или какой-то другой источник?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-07 07:18 pm UTC (link)
Да, из новоизданной.

Текст называется "О телесном сочетании", я честно говоря не знаю, издавался ли он раньше. В сети я его не нашел.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]v_shevtsov
2005-05-07 07:36 pm UTC (link)
Угу, спасибо.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz