Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2005-05-08 16:15:00

Current music:Kenny Clarke - Out Of Nowhere

Даешь мечтательных бакалейщиков
Однажды Федор Иванович жаловался на продавцов.

- Продавцы - сволочи, - говорил Федор Иванович. - Я к ним прихожу, а они вместо того, чтобы продавать, например, говорят по телефону. Ужасно, когда продавец проявляет свою человечность, в то время как ему надлежит исполнять свою функцию.

Здесь Федор Иванович жалуется на то, что окружающая действительность в случае с продавцом не желает симулировать саму себя. Федор Иванович привык жить среди симулянтов. Симулянтов, симулирующих свои социальные функции.

Вот Сартр пишет в "Бытии и ничто": "Мечтательный бакалейщик неприятен покупателю, потому что такой бакалейщик - не целиком бакалейщик. Общество требует от него ограничить себя функцией бакалейщика, точно также как солдат по команде "Смирно!" должен превратиться в солдата-вещь... Поистине имеется много предохранительных мер для удержания человека тюрьме того положения, которое он занимает сегодня, словно бы люди живут в постоянном страхе, что он убежит из этой тюрьмы, внезапно сбросит постылые оковы и увильнет от обязанностей своего общественного положения".

Коммунизм - это общество, в котором социальные роли выбрасываются на помойку. Первый шаг к этому - мечтательный бакалейщик, который как тип возможен исключительно в культуре социалистической торговли, где продавец ничего не должен покупателю.



(Post a new comment)


kitaycev
2005-05-08 12:32 pm UTC (link)
Однако даже при социализме жизнь человека не вечна. Он вынужден ждать, пока бакалейщик договорит по телефону. Допустим, он приходит в магазин после работы - значит, продавец, разговаривая в рабочее время по телефону, крадёт у покупателя время, которое тот мог уделить отдыху. Человек вечером не отдохнул, измотал нервы в перебранке с продавцом, а на следующий день всё это сказалось на производительности его труда – сорвал план. А если таких неотдохнувших работников много? Срывается план на предприятии. И так далее.

Таким образом, бакалейщик, разговаривающий по телефону в рабочее время, – банальный вредитель. Его безответственность, в конечном счёте, ударяет и по нему самому. Мечтательные бакалейщики – это пусть при коммунизме будут, когда работать будут роботы. Впрочем, к тому времени и бакалейщиков не будет. При социализме же солдат должен стоять на посту, рабочий – строгать умную деталь, а продавец – делать, что положено продавцу, а не болтать по телефону. Вынужденная необходимость – вполне по Спинозе.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 12:33 pm UTC (link)
Я так не думаю.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 12:36 pm UTC (link)
Смею ли я ожидать аргументированного комментария?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 12:42 pm UTC (link)
Вы здесь повторяете буржуазную логику Федора Ивановича: бакалейщик должен выполнять свою функцию для порядка и чтобы это не ударяло по нему самому. Т.е. нужно перестать быть человеком и стать бакалейщиком, чтобы остаться целым.

В то время как я говорю о том, что соотношение должно быть обратным.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 12:48 pm UTC (link)
При коммунизме - должно. При нём роли уничтожаются. Но в социалистической торговле (т.е. при социализме) появление такого типа очень несвоевременно и даже вредно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 12:55 pm UTC (link)
Да нет, полезно: это отучает людей от товарного фетишизма.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:07 pm UTC (link)
Но ведь бакалейщик продаёт не товарные фетиши, а вполне осязаемые и необходимые всем припасы: муку, соль, чай и т.д. Я понимаю ещё, если будет убегать от покупателей продавец сменных панелей для сотовых телефонов или модной одежды от гуччи.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 01:11 pm UTC (link)
Ну вот, покупатили и будут, входя в положение бакалейщика, брать сразу мешок соли.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:18 pm UTC (link)
А вместе с тем мешок орехов, муки, чая и десять литров варенья. Хорошо, допустим. Очевидно, он будет вынужден как-то дотащить всё это богатство до дома. Предположим, что у покупателя нет трёх могучих сыновей, которые могут взвалить мешки на плечи и по-быстрому донести их до квартиры. Квартиры, заметьте, а не гигантского дома с амбаром! Мешки там складировать негде - придётся самому покупателю на мешках спать.
Т.к. сыновей нет – он вынужден вызывать грузчиков или машину – это расходы для государства, которые оно могло потратить на увеличение производства и зарплат. Т.е. при социализме мечтательный продавец оказывается обузой для государства даже в том случае, если покупатель намеренно не хочет мешать "реализации личности" продавца.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 01:19 pm UTC (link)
Варенье лучше домашнее.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:20 pm UTC (link)
Ладно, выкидываем варенье - берём ягоды и фрукты для варенья. Это ничего не меняет.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 01:21 pm UTC (link)
Ягоды надо в лесу собирать, а фруктовое варенье - это товарный фетишизм ;))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:32 pm UTC (link)
А если человек не может собирать ягоды? Может, он в степи живёт?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 01:33 pm UTC (link)
Тогда надо ездить в гости к тем, кто может.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:34 pm UTC (link)
Это лишние расходы для государства.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 01:35 pm UTC (link)
Напротив. Это служит укреплению дружбы его граждан. Возможность же купить варенье в магазине, напртив, атомизирует общество.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:43 pm UTC (link)
Абсурд! С тем же успехом можно заявить: "Неча хлеб самим печь. Пусть за хлебом едут к родственникам в колхоз". За чаем люди поедут, очевидно, в Индию. Укреплять дружбу народов.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 01:51 pm UTC (link)
Так хлеб никто в городе и так не печет.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:58 pm UTC (link)
Пекут. В пекарнях. А потом продают в магазинах.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 02:00 pm UTC (link)
Так вот и надо дружить с пекарем.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 02:03 pm UTC (link)
Будем продолжать эту интересную дискуссию, или всё-таки сознаеетесь в собственной неправоте? ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 02:06 pm UTC (link)
Ни за что. Вы предлагаете буржуазную идеологию в экономике. Я ее отрицаю.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 02:20 pm UTC (link)
Идеология? Ничуть. Лишь теория социалистического строительства, в которой нет места безалаберности и раздолбайству.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 02:51 pm UTC (link)
Именно идеологию, по сути заменяющую социализмом капитализм, но ничего не меняющую. Если в социалистическом строительстве все будут такими же робатами, как в капиталистическом обществе, то ничего не изменится.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 03:01 pm UTC (link)
А если все резко перестанут быть такими роботами - мы получим новую Перестройку. Или анархию. Люди веками жили в рабстве - если их всех разом освободить, лишь немногие из них будут ответственно подходить к труду, который не упраздняется при социализме. Ведь о чём будет говорить продавец по телефону в служебное время? Наверняка о том, что "в мебельный магазин такой модный шифоньер завезли, сосед себе жигуль купил, и вообще, пошли, Петро, бухать после работы". Наркоману подари шприц, да? Прежде чем освобождать от товарного фетишизма покупателя, следует излечить продавца.

(Reply to this)(Parent)


vladiks
2005-05-08 04:20 pm UTC (link)
и грибы. И еще разводить пчел :)

(Reply to this)(Parent)


[info]krf
2005-05-08 12:48 pm UTC (link)
Нет, тут вы смешали социальное положение и рабочие обязанности.
Первое - не должно быть тюрьмой, из которой невозможно выбраться, а вот второе - то, что во рабочее время нужно выполнять.
А то мы так и до человечных операторов АЭС договоримся, которые вместо выполнения своих обязанностей будут в рабочее время по телефону болтать, чаи гонять да в карты дуться.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 12:55 pm UTC (link)
Я думаю, при коммунизме так и будет. Другой вопрос, что в карты при коммунизме играть глупо.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


kitaycev
2005-05-08 01:12 pm UTC (link)
А я так не думаю. Кто будет работать при коммунизме? Энтузиасты. Т.е. любит человек ядерную энергетику - и работает в этой отрасли. Любит железные дороги - катается машинистом. При этом автоматика достигнет такой степени, что человек может заниматься любимым делом без потерь для здоровья. Но ответственность перед обществом никуда не исчезает. Если уж взялся управлять паровозом или АЭС - так делай работу свою на совесть, а не чаи гоняй. И энтузиаст должен осознавать возложенную на него ответственность, и не будет манкировать.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]krf
2005-05-08 01:28 pm UTC (link)
Да, вопрос ответственности тоже нельзя упускать

(Reply to this)(Parent)


[info]miteque
2005-05-08 02:42 pm UTC (link)
мечтательный бакалейщик, который как тип возможен исключительно в культуре социалистической торговли, где продавец ничего не должен покупателю.

Нет, социалистическая торговля - есть обслуживание населения. Если продавец не будет осознавать свою ответственность перед обществом, то он может не ограничится болтовней по телефону, а ещё и с прилавка что-нибудь стибрит.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 02:49 pm UTC (link)
Ты тоже буржуй.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]miteque
2005-05-08 10:16 pm UTC (link)
Э, не, это продавец - буржуй. :-)))) У меня воровать у трудового народа желания нет :-))

(Reply to this)(Parent)


[info]bey
2005-05-08 04:31 pm UTC (link)
Коммунизм невозможен без воспитания Нового Человека, который будет иметь стимул к работе не материальный, а нравственный.

Мечтательный Бакалейщик при коммунизме это Новый Человек не на своем месте, его настоящая профессия должна быть сопряжена с необходимостью мечтать. Профессия философа например ;)

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-05-08 04:47 pm UTC (link)
Я вообще-то думаю, что при коммунизме все будут философами ;)

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz