Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2005-07-10 17:00:00

О красных кхмерах
14:05 08.07.2005
О красных кхмерах

Прочитал вот эту книжку:



С фактографической точки зрения текст неплохой, но раздражают постоянные попытки автора провести психоаналитический разбор на коленке, а также его снисходительно-панибратское отношение к объекту своего исследования.


Выводы: в основе движения красных кхмеров стоял кхмерское мессианство, апеллирующее к древним временам, когда кхмерский народ смог построить крупнейший в мире храмовый комплекс Ангкор-Ват, а значит, по словам Пол Пота, теперь он сможет сделать все, что угодно. Другие народы шли по пути развития медленно, но у «кхмеров другой характер, мы пойдем быстрее». Камбоджийская революция станет примером для других наций.


Центральную роль в движении играл буддизм, замешанный на зарождающемся кхмерском национализме и его мифах. В частности, эта традиция позволила создать своеобразную иерархию в Коммунистической партии Камбоджи, а также наделила в глазах населения партизан, живущих в лесах, особыми сверхъестественными силами.


Ну, и естественно, что красные кхмеры не пришли бы к власти, если бы не американские ковровые бомбардировки Камбоджи. Именно они создали широкую базу для движения: из недовольных молодых крестьян. Преступления американцев в регионе ничем не отличаются от деятельности Пол Пота, однако усилиями СМИ именно Пол Пот стал исчадием ада, в то время как американское варварство осталось незамеченным.



read more at равновесие с небольшой погрешностью
rss2lj


(Post a new comment)


[info]a_eliseev
2005-07-10 04:46 pm UTC (link)
Исследователь попытался все свалить на кхмерский национализм, ну и американцев малек пожурил. А вот отметил ли он тот факт, что Пол Пот обучался в Сорбонне и испытал огромное влияние философии Сартра?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-07-10 04:51 pm UTC (link)
Ладно, это был я, а не исследователь. Но кхмерский национализм, конечно, это следствие перенесения европейской идеологии на аграрную буддийскую почву.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]a_eliseev
2005-07-10 06:55 pm UTC (link)
Вообще, да - столкновение этнической (народной) архаики незападных обществ с западноевропейскими направлениями мысли способно дать ужасающий эффект. Вы, наверное, догадываетесь на какой феномен, связанный с Россией, я сейчас намекаю :) Хотя я и признаю, что в случае с нами это соединение дало как максимум ужаса, так и максимум величия.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2005-07-10 07:02 pm UTC (link)
Да, этот намек, конечно, трудно не понять ;)

Однако, по-моему, в нашем случае в этой смеси не было, собственно, катализатора ужаса - ненависти и зависти к чужому. И это в принципе можно описывать как нашу национальную специфику, подмеченную многими авторами от Достоевского до немецких военноначальников Второй мировой.

(Reply to this)(Parent)


[info]ivangogh
2005-07-10 04:48 pm UTC (link)
Автор поди америкаец да еще и журналист. Так что есть ли смысл читать?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2005-07-10 04:51 pm UTC (link)
Ну, автор козел, но на безрыбье...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ivangogh
2005-07-10 05:01 pm UTC (link)
Да, про полковника никто не пишет

(Reply to this)(Parent)


[info]2hh
2005-07-10 05:06 pm UTC (link)
Полопотовщина достаточно хорошо освещалась в советской прессе.
Было странно и непривычно.
Все проходило на фоне китайско-вьетнамской войны.

(Reply to this)(Thread)


[info]ystrek
2005-07-11 10:18 am UTC (link)
Она начала освящаться с конца 1978 года, то есть с начала вьетнамско-камбоджийской пограничной войны. А до этого было нечто непонятное: весной 1975 у нас шумно и радостно сообщили о падении Лон Нола и вступлении партизан в Пномпень, а потом вдруг -- как отрезало, и в течение трех последующих лет про Камбоджу в прессе было полнейшее молчание, что вызывало определенное недоумение.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]2hh
2005-07-11 12:44 pm UTC (link)
То что не писали до того - нормально. Много про что не писали, но то как писали про Пол-Пота удивляло. Больше всего поразила его (или приписываемая ему) цитата, о том, что для коммунизма в Кампучии достаточно миллиона человек. Все остальное тоже давало богатую пищу для воображения. Обычно такие вещи замалчивали.

Кстати, тогда же вышел прелюбопытный цитатник Мао - впервые за двадцать лет. В нем были собраны все противоречия великого кормчего и главы назывались "Мао за СССР", "Мао против СССР"; "Мао против войны", "Мао за войну" и т.д. Свободно лежал в библиотеке.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz