В сентябрьском номере Scientific American описывается научно-теологическая дискуссия в Кэмбридже. Мораль басни очевидна: старые вопросы остаются на своих местах, вне зависимости от развития научного знания. Меня позабавил следующий эпизод.
Известный биолог Докинз, обращаясь к своим религиозно настроенным оппонентам, спросил:
- Разумеется, природа прекрасно приспособлена для появления в ней человека. Но почему вы хотите приписать этот факт действиям Бога?
- По тем же причинам, почему вы хотите отвергнуть вмешательство Бога в данный вопрос, - ответил оппонент Докинза физик Джон Бэрроу.
А вот Питер Липтон, философ из Кэмбриджа, заявил, что регулярно посещает синагогу и "интенсивно общается с Богом", хотя и не верит, что Бог существует. Он сравнил свой религиозный опыт с чтением романа: "вы же переживаете за героя, хотя и знаете что он лишь вымысел".
Все это финансировалось Templeton Foundation, организацией, которая, начиная с 1987 года потратила 225 миллионов долларов на публикацию трудов, целью которых являлось отыскание общих оснований религии и науки.