Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2005-09-22 02:35:00

Current music:Аквариум - Волки и Вороны

"Мандерлай"
Фильм Триера мне понравился. Более того, мне кажется, что не нравится совершенно этот фильм может только людям, не чутким к концептам и безупречным формам, и что спорить здесь можно только о содержании. Парадокс заключается в том, что Триер сумел возобновить тему расизма и социальной сегрегации, которая, казалось бы, давно умерла под грузом официальной политкорректности. Именно это далеко не тривиальное восстание против каноничной интерпретации отношений между расами и делает "Мандерлай" интересным и - для США - сверхпровокационным, очевидно.

Трудно удержаться от мысли, что Триер вознамерился, рассказывая о США, рассказать о России - о народниках, коммунарах, освобождении крестьян. Но мысль эта ложная, разумеется. Фильм снят совершенно из иной перспективы - именно, из перспективы европейца, критически воспринимающего гегельянский рассказ об американской истории как реализации "американской мечты".

Мораль, которуя я увидел в фильме, достаточно банальна: белые ненавидят в неграх самих себя, потому что именно белые придумали негров-рабов. Это прямым текстом говорится в одной из финальных сцен. Таким образом, борьба за исключение сегрегации - это борьба с собственным подсознательным. И здесь на этом поле разворачивается игра, в которой Триер, всемогущий творец вселенной "Мандерлая", занимает позицию а-сциентиста, а-рационалиста, а-демократа. Разум, руководствующийся благой целью, сталкивается с миром - и оказывается, что мир всякий раз играет на ход вперед. Триер насмехается над Просвещением. Но насмешка выходит невеселой.

Колхозное движение провалилось, люди не оправдали надежд. Грейс бежит по карте США в поисках окончания трилогии.

Comments | Comment on this



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz