Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2006-03-13 00:08:00

Current music:Paul Bley, Gary Peacock, Paul Motian - Don't You Know

Однажды я видел "Америку" Бодрийара в одном крупном книжном магазине в разделе "Страноведение". Надеюсь, что кто-нибудь купил эту книгу в качестве путеводителя. Я так и читаю ее.

"Имею ли я пол? Какого я пола? Необходимо ли в конце концов иметь пол? В чем состоят половые различия?" Освобождение оставило всех в состоянии неопределенности (всегда одно и то же: раз освободившись, вы вынуждены спрашивать, кто вы?). После своего триумфа утверждение женской сексуальности стало таким же хрупким, как и утверждение мужской. Никто не знает, куда себя отнести. Именно поэтому так много занимаются любовью и так много делают детей: это по крайней мере еще доказывает, что нужно быть вдвоем, и соответственно, что еще существует какое-то различие. [1]

За последнее время я часто слышал утверждение, согласно которому "все мужчины бесчувственные сволочи". Такая постановка вопроса наводит меня на мысль, что мужчина и женщина - это в основном культурные явления. Стереотип мужчины конструирует его в качестве бесчувственной сволочи, стереотип женщины описан неудачливым сердцеедом Ольшанским в тексте, который прислал мне приятель (с восторженными отзывами!). По всей видимости, феминистки были бы счастливы таким наивным протестом против мужчины, разоблаченном в качестве культурного конструкта. Разобравшись с этим, можно заниматься генеалогией того, как брак и удовольствие совпали в своих объемах. В речи, приписываемой Демосфену, говорит Фуко [2], утверждается:

"Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц ради ежедневных телесных надобностей, тогда как жен мы берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также чтобы иметь в доме верного стража своего имущества."

Брак, таким образом, относится к экономике, но не к эротике. Совпадение объемов брака и удовольствия (удовольствие допустимо только в браке, но и здесь не само по себе, а ради продолжения рода) происходит в христианской доктрине. Почему так происходит? Существовали ли какие-то причины, внешние по отношению к догматике? Вот что представляет интерес.

[1] Америка. СПб.: Издательство "Владимир Даль", 2000, с. 116.

[2] Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2. СПб: Академический проект, 2004, с. 242.

Comments | Comment on this



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz