Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2006-07-12 01:55:00

Current music:Peter Erskine - Juni

"Наши новые христиане"
В очередной раз мне попалось интервью с Петром Мамоновым. Непонятно: то ли отечественная журналистика действительно настолько заинтересована в бесконечных восторгах относительно "нравственного перерождения" музыканта, а то ли сам отшельник инициирует такое взбудораженное обсуждение собственной жизни на селе. В пользу второго варианта свидетельствует, по крайней мере, то обстоятельство, что на улицах столицы нашей родины постоянно можно увидеть афиши с изображениями Петра Николаевича, а что может быть привлекательнее для публики, чем возможность посмотреть на живого Мамонова, "ударившегося" в православие. Впрочем, я совсем не стану настаивать на этом предположении: может быть, российские газеты действительно тянутся к почвенной духовности Наро-Фоминского района, соцзаказ сейчас такой есть.

В более широком контексте феномен престарелых христианских рокеров, сменивших опиаты на колокола (хуже всех выглядит, конечно, Кинчев, которым можно прямо пугать грешников определенного толка), заслуживает отдельного рассмотрения, но сейчас меня интересует Мамонов.

Что поражает в его многочисленных рассказах о своем новом быте? Крайняя, доходящая до абсурда фрагментированность мысли. Взять, например, его описание пути к христианству. Я, говорит Мамонов, к 45 годам устал жить и со скуки, вспомнив семейную традицию, решил почитать молитвословы - чего там пишут. Петр Николаевич рассказывает нам страшные вещи: он считает себя человеком "достаточно развитым", но до 45 годов никакого представления о христианстве, похоже, не имел. Я еще могу понять, когда мои девятнадцатилетние студенты что-то мямлят о важности религии, ни шиша не зная о ее содержании: это нормальное состояние российского обывателя по нынешним временам. Но от пожившего интеллигента Мамонова такого не ожидал.

Дальше Мамонов прямо переходит от критического анализа молитвословов к обрядовой стороне вопроса. Собственно, мировоззренческий выбор, его мотивы, интеллектуальное содержание этого жеста остается за кадром. Музыкант объясняет сельским жителям свое поведение так: «Ты че, Петро, в церковь зачастил?», а я им: «Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?» – «Люблю» – «А я в церковь люблю ходить».

А кульминацией всего христианского мышления Мамонова я считаю следующее утверждение: До 1917 года у нас была настолько богатая и сытая жизнь, что человек забыл Бога. Господь посмотрел на это и сказал: «Ах, я вам не нужен, получите Ленина и Сталина». А когда мы перестали им поклоняться, дал нам все блага. Христианство мыслится здесь как обмен благ и кар с Богом. Роскошная жизнь до революции (интересно, по каким книгам изучал историю Петр Николаевич) обернулась изъятием товаров народного потребления и Лениным-Сталиным. Развенчание культа личности ("перестали поклоняться"), в свою очередь, вернуло нам все блага. Тут Мамонов использует либертарианские аругменты - Сергей Лобан "сам заработал" и "сам снял" свой замечательный фильм "Пыль". Фильм, действительно, замечательный, но очень уж низкобюджетный - а вот прочие либертарианцы стремятся все-таки к хорошему прокату, со всеми вытекающими.

В филологической перспективе очень интересно выглядит тезис о том, что в старославянском языке не было ни одного ругательного слова, поскольку они тогдашним людям были не нужны. В историческом воображении Петра Николаевича, очевидно, люди в Киевской и Московской Руси общались друг с другом в быту исключительно на старославянском.

Что у Мамонова отвечает избранной им традиции в полной мере, так это трактовка жизни-без-Бога как сплошной и кромешной тьмы, зла-небытия. Для Мамонова есть два полюса - с одной стороны это его "прошлое", к которому он относится очень плохо. И воцерковленное настоящее. В общем, складывается впечатление, что выбор у человека один - или в канаву со шприцом, или в церковь с молитвой. В подтверждение своих слов Петр Николаевич даже приводит такие строчки - они указывают на тотальное изменение его поэтического горизонта: «Сердце чистое-чистое / Высоко-высоко / Мысли быстрые-быстрые / И снега далеко». Это вам не "Люля кебаб"! Это духовно.

Кроме того, Мамонов правильно понимает "эпистемологическую установку" христианства, в соответствии с которой христиане владеют истиной, все прочие ничего не понимают. Поэтому, позиция человека, который честно признается, что ничего не понимает (у Мамонова в качестве примеров - "интеллектуальные" режиссеры), совершенно никуда не годится. Действительно, если чего-то не понимаешь, надо просто идти в церковь - там объяснят.

А что у Мамонова вызывает мое искреннее восхищение, так это тезис: Христианство – это вымыть лишний раз посуду. Я полностью согласен, только не понимаю, почему нужно называть это христианством. И в непонимании пойду вот сейчас и вымою.



(Post a new comment)


[info]romov
2006-07-11 10:10 pm UTC (link)
"И его разоблачили..."

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-11 10:12 pm UTC (link)
Скорее, навязчивую рекламную компанию. Отшельники не дают десятки интервью в год центральным газетам и телевидению.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]romov
2006-07-11 10:21 pm UTC (link)
ну, рекламную кампанию - да, конечно.
Просто сейчас это читается как текст, обращённый, к тем, кто силится целенаправленно выстраивать собственное мировоззрение на мамоновских интервью. Вряд ли они существуют, эти те.
А рекламная кампания - да, правда.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-11 10:25 pm UTC
(no subject) - [info]romov, 2006-07-11 10:37 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-11 10:43 pm UTC
(no subject) - [info]romov, 2006-07-11 10:23 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-11 10:26 pm UTC

[info]a_eliseev
2006-07-11 10:15 pm UTC (link)
"Ах, я вам не нужен, получите Ленина и Сталина». А когда мы перестали им поклоняться, дал нам все блага."
Хм, традиционализм по-михалковски... Горы блинов в икорном дожде при водочном море - и толпы садистов-большевиков, которые хотят эту ляпоту отнять у наивных русских мужичков. Еще Солоневич смеялся над таким "традиционализмом".

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-11 10:28 pm UTC (link)
Ой, я сейчас буду ностальгировать - как я в восемнадцать лет читал практически "при свечах" Солоневича. Да нет, тут даже критиковать нечего, несерьезно это. Все равно что по фильмам Михалкова, действительно, историю изучать.

(Reply to this)(Parent)


[info]mangalfier
2006-07-11 10:16 pm UTC (link)
Ну, а что? Наименее раздражающий гражданин из среды "новых христиан", по-моему.
"Наркоман в завязке". По крайней мере, не митингует, с иерархами не лобзается.
Ну, дожил человек до понимания: "ёлы-палы, помирать скоро, а дурак дураком". Кто-то раньше, кто-то позже.
Ну, построения выдумывает, мифологию свою. Не пропагандирует же со сцены, уже спасибо.
А журналисты думают: "Это ж надо - в деревню скипнул, культовый наш. Наверное, это новая фишка такая". И рады по поводу и без повода за духовность побазлать - "Тенденция, однако".

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-11 10:30 pm UTC (link)
Да, конечно, и такое может быть. Но его не только журналисты приглашают, но и священники - на радио...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mangalfier, 2006-07-11 10:40 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-11 10:45 pm UTC
(no subject) - [info]mangalfier, 2006-07-11 10:56 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-11 11:01 pm UTC
(no subject) - [info]mangalfier, 2006-07-11 11:10 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-12 06:46 am UTC
(no subject) - [info]mangalfier, 2006-07-12 02:20 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-12 02:34 pm UTC
(no subject) - [info]aaoi, 2006-07-11 10:59 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-11 11:04 pm UTC

[info]noctu_vigilus
2006-07-11 10:23 pm UTC (link)
Ну а на досуге я танцую буги:)

(Reply to this)


[info]_joshua_bolton
2006-07-11 10:31 pm UTC (link)
Не помню, чтобы кто-нибудь из западных рокеров скатывался бы на старости лет до такой духовности.... Это интересено.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-11 10:37 pm UTC (link)
Понятно, что эта тенденция как-то связана с более широким отечественным социальным контекстом. С нашим странным религиозным ренессансом и так далее.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]fater_go, 2006-07-12 02:43 am UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-12 05:43 am UTC
(no subject) - [info]_joshua_bolton, 2006-07-12 10:44 am UTC

[info]silversh
2006-07-11 10:53 pm UTC (link)
Это не тенденция,если отвлечься от рокеров . Вполне обычный ход вещей: завязавшие алкоголики
и наркоманы как правило присаживаются на религию, не обязательно православную.Исключения крайне редки.

из западных рок-звезд - ну почему же? - Элис Купер,например, очень набожен)и свои шоу считает ...эээ...
таким - душеспасительным делом.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-11 10:58 pm UTC (link)
У нас это стало массовым явлением, ассоциированным с конкретной религиозной конфессией и активно ассимилирующейся ею - я не то чтобы знаток западной рок-сцены, но значительного числа таких примеров назвать не могу.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]silversh, 2006-07-11 11:39 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-12 06:43 am UTC

[info]xenia_mikhailov
2006-07-12 05:28 am UTC (link)
Кошмар!
(покрывается мурашками от отвращения)
Как хорошо, что я уехала...

(Reply to this)(Thread)


chevengur
2006-07-12 10:50 pm UTC (link)
ой, очень-очень-очень хорошо, что вы уехали

(Reply to this)(Parent)

о боже
[info]ne_sbylos
2006-07-12 06:25 am UTC (link)
вы бы еще за "детей, женщин и сумасшедших" принялись
вообще, такой "подход" к мамонову выглядит сродни попыткам встраивания его в "гламурный" контекст. даже хуже. ибо основан на более чем смутных основаниях, а, попросту говоря, представляет собой стёб, предполагающий в свою очередь игру в умолчания определенной проф.группы
ни у гламура, ни у вас просто нет инструмента, уловить кошмар отдельно взятой души. он появится, может быть, такой инструмент, не дай, конечно,...

//Действительно, если чего-то не понимаешь, надо просто идти в церковь - там объяснят

это, конечно, "пять", как говорится - пойду взять томик фейербаха

п.с. вот вам близок авангард, насколько можно понять, вы, вообще, задумывались, как это выглядит со стороны (не с моей, в данном случае)

(Reply to this)(Thread)

Re: о боже
[info]kmartynov
2006-07-12 06:40 am UTC (link)
Мне бы в голову не пришло лезть в "кошмар души", если бы не многочисленные рассказы об этом из первых рук в газетах. Все это, пожалуй, напоминает, "духовность" Гребенщикова.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: о боже - [info]ne_sbylos, 2006-07-12 06:58 am UTC
Re: о боже - [info]kmartynov, 2006-07-12 07:02 am UTC
Re: о боже - [info]ne_sbylos, 2006-07-12 07:12 am UTC
Re: о боже - [info]kmartynov, 2006-07-12 07:13 am UTC
Re: о боже - [info]ne_sbylos, 2006-07-12 07:33 am UTC
Re: о боже - [info]vogel_rus, 2006-07-15 06:58 pm UTC

[info]pharmakos
2006-07-12 06:38 am UTC (link)
Мы не за Мамонова, мы за Лаэртского.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-12 06:40 am UTC (link)
Лаэртский еще не ушел на село?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pharmakos, 2006-07-12 06:51 am UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-12 06:53 am UTC
(no subject) - [info]pharmakos, 2006-07-12 07:03 am UTC

[info]detroyt
2006-07-12 06:47 am UTC (link)
оу, да. я отстала - не знала, что мамонов туда же, а на кинчева просто страшно смотреть.
надо бы помыть посуду.

(Reply to this)


[info]vogel_rus
2006-07-12 08:30 pm UTC (link)
А мне почему-то кажется, что вы приувеличиваете...
Вся эта мамоновская статья - из серии "каков вопрос - таков ответ". Статья - ни о чем, и критика ее и высказанного в ней в итоге тоже ни о чем. это же газета, а вы к ней как к диссертации. ошибается? высказывается слишком категорично? да, боже мой, высказывается, как может. просто вы неравеодушны к рокерам, когда они были молодыми. а теперь они меняются - какая нам разница, куда, их жизнь, они имеют право - вы как-то отказываете им в этом...
нежнее, Виктор, еще нежнее...))

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-12 08:34 pm UTC (link)
Я к рокерам спокоен, я джаз люблю )

(Reply to this)(Parent)


[info]vogel_rus
2006-07-12 08:46 pm UTC (link)
и еще в догонку:

у нас православными (= христианами: мамоновский случай) себя считают 80% населения;
на пасху в церквях по всей россии не собирается и 10 000 000 (и это из 140 населения; при том, что в соседней украине аналогичные цифры - 18 против 50 миллионов населения: чуть более православная страна получается, - но это так, к слову), 8% то есть.
из этих 8-ми процентов активных прихожан библию читали лишь 3%.

отсюда возникает вопрос: то, что понимает под христианством мамонов, мне даже из статьи понятно. то, что понимаете под христианством вы, - в свете описанных понимания и практики христианства в россии - мне совсем не ясно. максимализм?...

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-12 08:52 pm UTC (link)
Я от Мамонова все-таки чуть больше жду, чем от обывателя.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vogel_rus, 2006-07-12 10:21 pm UTC
(no subject) - [info]vogel_rus, 2006-07-12 10:26 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-13 05:38 pm UTC
(no subject) - [info]vogel_rus, 2006-07-13 09:14 pm UTC
(no subject) - [info]kmartynov, 2006-07-13 09:16 pm UTC
(no subject) - [info]vogel_rus, 2006-07-15 07:26 pm UTC

dva_i_o
2006-07-13 08:54 pm UTC (link)
да, феномен действительно занятный. власть над умами соблазнительна. возможно, еще соблазнительнее власть над собственной временностью.

(Reply to this)(Thread)


[info]vogel_rus
2006-07-13 09:19 pm UTC (link)
проблема всех этих мамоновских интервью, как я вижу, заключается в том, что мамонов серьезен лишь наедине с собой. а с жирналистиками всякими он кривляется. может неумышленно и при этом снисходительно, но кривляется. пытается объяснить им все на пальцах как последним дурачкам (отсюда и примеры простецкие). так они и есть последние дурачки. были бы умными, не ездили бы к нему в деревню по 20 раз в месяц. не беспокоили б того, кто уехал в том числе от них - от греха подальше...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - dva_i_o, 2006-07-13 09:57 pm UTC
Апология Сократа... - [info]vogel_rus, 2006-07-15 07:05 pm UTC


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz