Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2006-07-14 10:46:00

В Москве много вузов, у вузов толпятся абитуриенты. Жуткая жара. Абитуриенты, поддерживаемые за спину родителями, водят пальцем по списками экзаменационных оценок. Все это вызывает у меня приступы ужаса.

Нет, я поступил в университет без всяких приключений. В школе у меня была твердая тройка по русскому языку (и твердая же пятерка по литературе), поэтому я невероятно удивился, когда обнаружил, что написал сочинение без ошибок. Дальше ничего интересного не случилось. Но во-первых, у меня есть грустные истории поступления других. А во-вторых, я думаю, что происходит в головах у нынешних абитуриентов. Это вопрос о ценностях.

Я хотел поступать на юридический факультет. Это было связано не столько с какими-то глубокими идеями о будущем "призвании", но скорее с ограниченностью культурного горизонта и общей нехваткой информации об устройстве мира. Все бежали куда-то - в ту сторону, которая считалась востребованной. Вспоминая собственный образ мысли того времени, я думаю, что подростков этого возраста следует усыплять - чтобы они просыпались через несколько лет, когда тело и разум начинают приходить в соответствие друг другу. К счастью, у меня хватило ума оставить юридический факультет юристам. Кстати, небезызвестный Шамиль Басаев в середине 80-ых годов трижды пытался поступить туда. Глупые юристы не приняли его.

Как нынешние абитуриенты видят различия и ценности? Насколько они способны рационально анализировать общество, в которой деньги являются единым эквивалентом всех публичных интеракций? Именно деньги, а не статусы - последние могут быть конвертированы в дежные счета, но и только. Принцип рационального управления жизнью - как это понимается в рамках данного общества -  (одна студентка рассказывала, что им задали писать "бизнес-план жизни") требует анализировать ее в терминах net present value, соотношения инвестиций и прибыли в долгосрочной перспективе. Но вряд ли тем, кому сейчас 17 лет, это понимают. Скорее, выбор "жизненного пути" определяется инстинктами и популярными моделями. Вообще, идея выбора "пути" в 17 лет абсурдна и обусловлена только тем, что обществу как можно быстрее нужны "кадры". Но с другой стороны, модные "исследования" утверждают, что "школьники хотят управлять людьми и деньгами". Если это так, то мы уже живем на разных планетах.

Я по-настоящему рад, что мое образование совершенно иррелевантно этому обществу: оно ему не нужно, и оно не имеет никакого отношения к его базовым структурам. Смертельная тоска и обреченность - с молодых лет учиться "управлять деньгами", быть полностью погруженным в этот всепоглощающий контекст.



(Post a new comment)


[info]manaev
2006-07-14 07:16 am UTC (link)
> Смертельная тоска и обреченность - с молодых лет учиться "управлять деньгами", быть полностью погруженным в этот всепоглощающий контекст.

Совершенно согласен.
А какое у вас образование, если не секрет?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 07:54 am UTC (link)
Философское

(Reply to this)(Parent)


[info]martinbrest
2006-07-14 07:39 am UTC (link)
Аминь

(Reply to this)


[info]pharmakos
2006-07-14 07:47 am UTC (link)
Надо устроить флэшмоб тех, чье образование иррелевантно обществу.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 07:53 am UTC (link)
Я часто в связи со своей нынешней работой вспоминаю слова, которые, кажется Дмитриев о тебе говорил - или ты сам. О том, что кроме философии ничего достаточно сложного в жизни нет. Насколько глупые стратегии используются в "бизнесе"...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pharmakos
2006-07-14 08:09 am UTC (link)
Чтобы они срабатывали, важно не оценивать их в качестве глупых. В общем, это вопрос в стиле "почему Маркс был нищим".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 08:21 am UTC (link)
Ясно, что рефлексия мешает работать (если это только не философская работа) - это даже трюизм )

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ne_sbylos
2006-07-14 09:06 am UTC (link)
"...прямой, законный, непосредственный плод сознания - это инерция, то есть сознательное сложа-руки-сиденье. Я уж об этом упоминал выше. Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены. Как это объяснить? А вот как: они вследствие своей ограниченности ближайшие и второстепенные причины за первоначальные принимают, таким образом скорее и легче других убеждаются, что непреложное основание своему делу нашли, ну и успокоиваются; а ведь это главное. Ведь чтоб начать действовать, нужно быть совершенно успокоенным предварительно, и чтоб сомнений уж никаких не оставалось. Hу а как я, например, себя успокою? Где у меня первоначальные причины, на которые я упрусь, где основания? Откуда я их возьму? Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления. Это уже опять, стало быть, законы природы..."
(записки из подполья)

(Reply to this)(Parent)


[info]pipiyana
2006-07-14 08:06 am UTC (link)
А я хотела в технический вуз. Но поленилась.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 08:20 am UTC (link)
Вы - наш человек! )

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pipiyana
2006-07-14 08:23 am UTC (link)
Но на флэшмобы тоже ленюсь.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 08:28 am UTC (link)
Я только в одном участвовал, который сам же и придумал ;)

(Reply to this)(Parent)

гон
tkatchev
2006-07-14 08:13 am UTC (link)
тупо

(Reply to this)


[info]cosmic_608
2006-07-14 08:23 am UTC (link)
Это сообщение оказалось вполне подходящеим моему утреннему настроению, за что спасибо.
Слава благодарности произносить в Вашу строну мне совешенно не лень, и, надеюсь, с Вашей стороны лестью это не будет казаться.

(Reply to this)


[info]vidjnana
2006-07-14 08:29 am UTC (link)
Мне кажется, что принадлежность к "своим", к клану в России более важно, чем наличие денег. Деньги ведь сравнительно недавно стали ценностью, а вот "телефонное право" традиционно и никуда не исчезает.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 08:33 am UTC (link)
Сейчас есть огромное число людей, которые за деньги готовы предложить вам любые услуги, которые раньше оказывали только "своим". И весь вопрос исключительно в цене. Так реализуется "рыночные отношения".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vidjnana
2006-07-14 08:49 am UTC (link)
Да, но "чужого" можно попросту "кинуть". Или деньги отобрать (даже весьма крупные, включая и собственность).Это ведь проще, чем услугу предоставить? А какие претензии можно предъявить клану? Примеров, по-моему, немало уже...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 09:45 am UTC (link)
Здесь складываются системы доверия, доброй репутации услугодателя и так далее - как и в любой сделке на рынке. Клан можно купить ;)

(Reply to this)(Parent)


[info]vidjnana
2006-07-14 08:58 am UTC (link)
А кроме того, без принадлежности к клану и деньги очень непросто заработать для получения тех "услуг".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2006-07-14 09:43 am UTC (link)
Это в данном случае не так важно. Деньги первичны, статус важен только если он конвертируется.

(Reply to this)(Parent)


[info]kosilova
2006-07-14 11:51 am UTC (link)
подписываюсь под всем, особенно вот это показалось гениально:
Это было связано не столько с какими-то глубокими идеями о будущем "призвании", но скорее с ограниченностью культурного горизонта и общей нехваткой информации об устройстве мира. Все бежали куда-то - в ту сторону, которая считалась востребованной. Вспоминая собственный образ мысли того времени, я думаю, что подростков этого возраста следует усыплять - чтобы они просыпались через несколько лет, когда тело и разум начинают приходить в соответствие друг другу.

(Reply to this)


[info]andrewjazz
2006-07-14 06:32 pm UTC (link)
ужос жызни ()с
я тоже всегда ()официально учился не тому. а "то" тоже иррелевантно обществу. все не так
беспонтовый комент получился, ибо правда и больше ничего ;))

(Reply to this)


happy_days
2006-07-14 07:39 pm UTC (link)
Полностью с вами согласна.

(Reply to this)


[info]_ship_
2006-07-18 03:35 pm UTC (link)
А я хотела быть ветеринаром или дрессировщицей дельфинов. Но родители отговорили - и я пошла в психологи.
"Бизнес-план жизни" - это действительно страшно. Но мне кажется, нынешние абитуриенты думают лишь о том, чтобы хоть куда-нибудь поступить - с мальчиками все понятно, а девушки выглядят гораздо загадочнее. Я лично знаю несколько будущих психологинь, которые хотят диплом "просто так/на всякий случай/что я тупая что ли" и после окончания вуза будут носить гордое звание домохозяйки. Мне кажется, святая необходимость высшего образования, непонятно как (для меня лично непонятно) въевшаяся в мозги всем в советское время, по-прежнему крайне актуальна - и все так же беспочвенна.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz