Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2008-01-27 00:49:00

Current music:Kronos Quartet - Turn out the stars

Типичная домашняя библиотека советской семьи - это, по-моему, прекрасная тема для культурологического исследования. Число изданий было относительно небольшим, но при этом они выходили огромными тиражами. Как советские люди определяли, какая книга достойна украшать "стенки" их гостинных-спален? Какова была иерархия ценностей в области печатных изданий?

Вопрос для меня не праздный. Счастливейшая пора моего детства пришлась на эпоху до появления в квартире родителей и в книжных магазинах "новой литературы" (фэнтези, боевиков и детективов). Самой ценной книгой конца 80-ых, за исключением "Трех мушкетеров", для меня оставались мемуары маршала Жукова (серая книга с разорванной суперобложкой), единственный представитель Воениздата в нашем доме. В качестве огромного и увлекательного приложения к Жукову рассматривалась мной Большая советская энциклопедия, где - по какому-то недоразумению - содержалось и множество сведений на другие темы, не всегда бесполезных. По-видимому, обладание БСЭ было признаком респектабельного дома - как в смысле принадлежности к "интеллигенции", так и в смысле хранения устоев. По крайней мере, в квартире моих родителей - горного инженера и медика-эпидемиолога БСЭ не было. Изучение фронтов и армий проходило на дедовских коврах.

Это же (старшее) поколение также пыталось следить за тем, что я читаю, (считая вообще, что я читаю слишком много и слишком "взрослые книги"). Единственное торжественное изъятие книги, которое я помню, - это рейд на "Молодых львов" Ирвина Шоу. Так мне и не удалось узнать до сих пор, что скрывала эта взрослая толстая книга. Фикшн скучен - это я еще со времен мемуаров маршала установил.



(Post a new comment)


[info]miteque
2008-01-26 10:27 pm UTC (link)
Самой ценной книгой конца 80-ых, за исключением "Трех мушкетеров", для меня оставались мемуары маршала Жукова

О, да! +1.

(Reply to this)


[info]faolo
2008-01-26 10:49 pm UTC (link)
"Фикшн скучен"
Да.

А еше на книжных полках советских людей стоял Рэй Бредбэри. Эдгар По, Марк Твен, Герберт Уэллс, и еще много-много сейчас забытых имен...

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-01-26 11:03 pm UTC (link)
Да, с трудом, но припоминаю таких...

(Reply to this)(Parent)


[info]mochalkina
2008-01-27 08:32 am UTC (link)
"молодых львов" читать вполне можно. Хоть и не шедевр, конечно.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-01-27 01:16 pm UTC (link)
Не разрушайте легенду!

(Reply to this)(Parent)


[info]llasta
2008-01-27 09:52 am UTC (link)
Как определяли? Очень просто. У моих родителей была самая что ни на есть реальная знакомая, у которой было много книг, подписных собраний всяких и проч. Как она выбирала? Насколько рядки этих собраний по цвету гармонируют с обоями. Серьёзно! И, кстати, она считала себя очень думающим человеком, интеллигентом. Вот это и есть интеллигенция, знай теперь. Ты точно не он :)

Ба! У меня-то был респектабельный дом! ;) Может быть потому, правда, что БСЭ прислала нам из Москвы бабушка, чей муж (т.е. дедушка) был в этой самой БСЭ? Но мне, кстати, нравилось её читать и так.

У меня ничего не изымали. Возможно, поэтому никаки соблазнов-то ине было. Хочешь -- читай. Но мне хватало.
А "Три мушкетёра" какое издание? С тушевыми картинками? Миледи поняла, что сейчас раздастся выстрел? Д"Артаньян чувствовал, что тупеет? Зубы Портоса увязли в тесте госпожи де Кокнар?

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-01-27 01:15 pm UTC (link)
Не помню картинок )

(Reply to this)(Parent)


[info]dikobraza
2008-01-27 01:10 pm UTC (link)
А еще были "памятники" в нереальных колличествах... По этому римляни и греки постигли меня излишне рано. А сразу на смену "Трем мушкетерам" пришел Святоний со своими 12 цезарями...

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-01-27 01:15 pm UTC (link)
У меня памятников не было, так что обошлось )

(Reply to this)(Parent)


[info]mr_snu_smumriks
2008-01-27 05:07 pm UTC (link)
Особенно скучен такой фикшн, как эти самые мемуары. Впрочем и как и большинство воспоминаний, выходивших до перестройки.

(Reply to this)


[info]rodgar
2008-01-28 05:53 am UTC (link)
странно
я младше вас довольно-таки значительно, а воспоминания у меня практически идентичные. правда, библиотека в том месте, откуда я уехал, так и осталась такой, как была, и из "новой литературы" в ней разве что фандорин.

родители моих родителей собирали макулатуру и получали за это книги в невообразимых количествах. за стеклом, чтобы было видно, у нас стояли библиотека приключений (для детей) и всяческие александрыдюма и пр. (тоже для детей), наверху стояли громадные альбомы вроде "бородино"; были такие жемчужины, как "тайная дипломатия" (или "история дипломатии"?), переписка Сталина и Черчилля. а копии половины всех корешков с полок лежали на антресолях. когда какую-нибудь дублируемую книгу кто-нибудь ухватывал и не отдавал, вытаскивался на свет божий макулатурно-полученный бэкап.
была и классика, конечно; была почему-то "Сага о Форсайтах", был теодор драйзер в тоже каких-то невообразимых количествах, был торнтон уайлдер. гай светоний транквилл появился уже гораздо позже.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-01-28 01:34 pm UTC (link)
У нас разница в два года. Довольно таки значительно! ;)

Еще должен был быть Фейхтвангер.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]rodgar
2008-01-28 07:00 pm UTC (link)
всего лишь? а мне казалось, вам за тридцать. почему-то так сложилось. наверное, потому, что вы преподаете ;)
фейхтвангер был, ага, а как же. еще был стефан цвейг, вспомнилось.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2008-01-28 07:04 pm UTC (link)
Я с 22 лет преподаю - а что еще делать? Называется: работать по специальности )

(Reply to this)(Parent)

библиотека детективов
[info]ooperator
2008-02-01 09:15 am UTC (link)
Нашел большую библиотеку детективов.
Там порядка 6 тысяч книг. Накачал себе книжек. Завтра читать буду!

И всем рекомендую - удобный сайт!

(Reply to this)


[info]however
2008-02-05 12:15 am UTC (link)
у нас в семье была superбиблиотека - в основном ее отец собирал. Еще с детсадовских времен помню, что наш с ним маршрут пролегал последовательно через все книжные магазины, расположенные на пути к дому. А еще несколько он посещал практически каждый день по дороге со своей работы до моего детсада. И позже, разумеется.
В списке были два букинистических, две "Академкниги", какой-то магазин Технической литературы, микромагазинчик общества "Знание" и пара магазинов, похожих на книжные супермаркеты. Кроме этого он шастал по книжным развалам, следил за объявлениями в газетах, и за годы отлова книг имел контакты с библиотекарями, которые сообщали ему о днях списания невостребованных или ветхих книг.

К моим 6 годам в нашей тогда двухкомнатной квартире стен, на которых не было бы стеллажей с книгами - не было. Ну разве что на кухне. Даже над проемами дверей висели книжные полки. А со временем вдоль торцевой стены встали в ряд три стеллажа до потолка с узкими проходами между ними.

Макулатуру, конечно, тоже сдавали, но она и книги за нее погоды не делали.
Отец собрал библиотеку по всем отраслям знаний - если эти области были близки к его деятельности, то имелись и научно-популярные книги, и профессиональные издания, остальное - источники или научно-популярная литература. Энциклопедии, справочники, учебники и прочее... Периодические издания - как современные (можно сказать все научно-популярные издания, некоторые из литературно-публицистических, и близкие отцу научные вестники), так и всякое чтиво вроде дореволюционного "Домашнего чтения". Он даже регулярно получал журнал Scientific American, где я любила читать статьи о паранормальных явлениях.

Весь Конан Дойл, Сименон, Агата Кристи, Майн Рид, Фенимор Купер, даже Рекс Стаут - книги моего детства :)
Ну, глупо начинать перечислять художественную литературу, т.к. было практически всё, плюс практически вся критика, мемуары, монографии, сборники статей. В общем, художественные издания - все более или менее значимое, что вообще было издано в 20м веке на русском языке, а также всё то же самоена английском и немецком, которую ему удавалось купить.

Практически все существующие словари в полноформатных изданиях, т.е. толстенные тома.

В заключение хочу сказать, что я уже в детстве осознавала, как мне дико повезло :)
К тому же хочу заметить, что все книги читались, полностью, или выборочно (если это были справочные издания, например). Я, конечно, страшно благодарна родителям за счастливое книжное детство, отрочество, юность и последующие периоды жизни :)

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz