Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2008-05-21 20:30:00

серые советские
Начал просматривать книгу Бориса Фирсова "Разномыслие в СССР (1940-1960-е годы)". В качестве аксиомы там высказывается следующий тезис: гиперфункция сталинской власти состояла в создании массы одинаковых людей (клонов). "Одинаковых во всем - в поступках, в мыслях, в реакциях, в семье..." и т.п.

Мне бы хотелось узнать, какие соображения существуют на этот счет:

1) Действительно ли в этом состояла "гиперфункция" условно классического СССР (от Сталина до Брежнева)?
2) Если да, то осозновалась ли она властями и населением (его группами)?
3) Отличается ли в этом смысле советское общество от западного? В чем принципиальная разница?


(Post a new comment)


[info]rybnyj_den
2008-05-21 04:51 pm UTC (link)
Похоже, что наряду с насаждением однообразия насаждалась и необходимость изображать полноценное разнообразие - что называется, цветущую сложность.
Потому тут всяческие странности... Вот, например, у советского человека обычно было "хобби": он должен был чем-то интересоваться (не связанным с основной деятельностью), посещать кружки и т.п. Но при этом сфера интересов не должна была задевать вопросы, не входящие в компетенцию простого человека. Т.е. область интересов - это несколько не связанных островов.
У нас вот, у нынешних людей это - не так. У нас норма - интересоваться всем. Конечно, чем-то - больше, чем-то - меньше, но надо уметь обосновать свою концентрацию на каком-то интересе: почему "это" и есть "всё", хотя бы условно?

(Reply to this)


[info]artkos
2008-05-21 05:05 pm UTC (link)
по-моему, чушь (т.е. упрощение). Спорить можно по-разному, мои 5 копеек:

я бы разделял «ранний» (ленинский и сталинский) и «поздний» (хрущевский, брежневский и горбачевский) СССР. Если первый – это прежде всего небольшая машина по уничтожению и преодолению различий на подчиненной ей огромной территории, то второй – это форма сосуществования различий, все более непохожих социальных и культурных миров, не видящих друг друга – но на территории, уже ставшей советской, «под советским небом» (это стало возможным потому, что на территории СССР, после "момента истины" в 1941-42, уже не было силы, которая была бы готова "отложиться" и надеяться на то, что сов.власть рухнет).

(Reply to this)

по пункту 3
[info]artkos
2008-05-21 05:07 pm UTC (link)
в самом общем виде, перед сов.проектом стояли те же задачи, что и перед капитализмом: не уничтожать различия, а поглотить их и сохранить в прирученном виде.

(Reply to this)


[info]jamao
2008-05-21 05:19 pm UTC (link)
Не вижу принципиальной разницы с "Западом".

(Reply to this)


[info]psizin
2008-05-21 05:20 pm UTC (link)
Я думаю, это верно. правда, с западным обществом то же самое.

(Reply to this)


[info]holmogor
2008-05-21 06:15 pm UTC (link)
Бреееееееееееееееееееееееддддд....

Конец 1940 начало 1950-х это яркие ожесточенные дискуссии в науке, почти в каждом секторе. Причем очень жесткие сшибки почти равновеликих научных сил за ту или иную позицию. ЦК вел себя гораздо нейтральней сегодняшней АП и давал высказаться обеим сторонам. Даже знаменитый случай "погрома генетики" был, на деле страшной битвой двух сторон, где и у той и у другой были веские позиции и серьезные возможности.

Абсолютно абсурдный тезис, в общем.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-05-21 06:16 pm UTC (link)
Речь не идет о науке.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]holmogor
2008-05-21 06:21 pm UTC (link)
Хм. А тогда странно. Одинаковость во всем... но не в науке? Как такое может быть?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2008-05-21 06:28 pm UTC (link)
Ну по крайней мере акцента на науку тут не делается.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]holmogor
2008-05-21 06:33 pm UTC (link)
Ну и по поводу художественных и литературных вкусов тоже кипели дискуссии. Опять же с апелляциями в ЦК, но дискуссии и жаркие. У архитектуры сталинской эпохи, если помните, очень индивидуальное лицо. В общем насколько я знаю сталинскую эпоху никакого тяготения к одинаковости и безликости не было ни в чем. Эта претензия - к преемникам.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pahmutova
2008-05-22 01:40 pm UTC (link)
+1
Плюс огромнейшая социальная мобильность, такой как в сталинские времена никогда прежде (и после) не было. Эта мобильность обеспечивала такие "винтажи", такую пестроту личных опытов, взглядов и мнений, что глаза разбегаются.
То поколение именно пестротой своей и интересно.
И наличием чести. Это, пожалуй, у них общее, у всех.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yurvor
2008-05-23 03:03 pm UTC (link)
"Это, пожалуй, у них общее, у всех."

Кирилл об этом и спрашивает...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pahmutova
2008-05-23 03:35 pm UTC (link)
У военного поколения могу отметить именно это. По моим наблюдениям.
Даже не у самых порядочных людей (я не беру совсем уж маргиналов) страх потери лица и чувство декорума.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yurvor
2008-05-23 03:44 pm UTC (link)
Повторю фразу из поста - "гиперфункция сталинской власти состояла в создании массы одинаковых людей (клонов)."

Отмечая у того поколения отчётливые общие черты, Вы тем самым подтверждаете эту фразу.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pahmutova
2008-05-24 08:37 am UTC (link)
Ничуть. Ни о каких "клонах" и речи нет.
Каждое поколение имеет какие-то отличительные черты. И отличительная черта "сталинского" поколения отнюдь не серость и не единомыслие.
Большая пестрота внутренняя, разномыслие, сильные характеры. Общая черта поколенческая есть, по моему мнению, но какая же это "клоновость"? Это, скорее что-то вроде договора очень разных людей, который помогал смягчать различия сильных натур, не доводя до столкновений.

(Reply to this)(Parent)


[info]ma_volk
2008-05-22 07:34 am UTC (link)
Надо будет посмотреть, что же это за книга такая.
По 2 и 3 ничего сказать не могу, по 1 - не совсем согласна.
Тексты советской культуры постоянно фиксируют различия, в первую очередь этнические, социальные и поколенческие (гендерные - в гораздо меньшей степени). При этом почти каждое указание на различие может быть интерпретировано как указание на ущербность.
Так, в русских советских художественных текстах нерусский - неправильно говорит (в том числе на письме может имитироваться акцент, чужая интонация, чужая речь, в первую очередь украинская (псевдоукраинская, суржик) и белорусская), и наделён некими "этническими свойствами": например, прибалты медлительны и серьёзны, грузины темпераментны и говорливы, украинцы красиво поют и вкусно готовят, евреи суетятся и говорят одесскими прибаутками и проч. При этом указание на различие, с одной стороны, делает носителя этнической идентичности стереотипизированной маской, а русского, по контрасту - человеком без свойств, этническим нулём. В результате, с одной стороны, имеет место разнообразие, но с другой - это унижающее обе стороны разнообразие, разнообразие как недостаток.
Аналогично при социальных различиях: жители села трудолюбивы, но плохо образованы и малоинформированы, горожане информированы, но ленивы и ищут лёгкой жизни; интеллигенты мягкотелы, зато рабочие грубы; и т.д. Вновь каждое указание на различие равно указанию на ущербность.
В случае поколенческих различий 40е и 60е и далее годы дают разную картину. В 40х (и ранее, но там чуть иные смыслы) выделяют дореволюционное поколение (=старых людей, тех, кто повзрослел до революции, в действительности, по нынешним меркам не таких уж стариков) и новых, советских. При этом "старые" мыслятся как более квалифицированные и лучше образованные, как более опытные. Их ущербость - в возрасте и разного рода чудачествах, "старых" словах, "старых" манерах. Молодые же не имеют опыта, поверхностны, слишком резки, допускают ошибки (что, в общем-то, естественно).
В 60х и позднее ситуация меняется. Старые - те, кто проверен боями, молодые - всегда сытые, непроверенные, непонятные, неизвестно зачем живущие. Но, одновременно, время старых уходит, и они уже слабы.
Таким образом, любое указание на различие - указание на недостаток. Советская культура недоброжелательна не столько к различиям, сколько к людям, каждого из которых можно принизить за то, что он "не такой". "Таких" же просто нет.

Огромное Вам спасибо за интересный вопрос :)

(Reply to this)


[info]icy_underground
2008-05-23 01:19 pm UTC (link)
В той или иной степени люди сами стремятся к стандарту и уверены, что это хорошо. Киндер, кюхе, кирхе в одном варианте и хороший работний, общественный деятель, мать - в другом. Вместо кюхе - производство, киндеры - на последнем месте. Вот и вся разница.
В быту советскому человеку полагалось быть скромным, шла борьба с мещанством. Эти идеалы воплощены в каталоге IKEA.

(Reply to this)


[info]yurvor
2008-05-23 03:06 pm UTC (link)
Троцкий в своё время развивал идеи о трудовых армиях. Что все, как один, должны радостно трудиться там, где укажет партия и руководящие работники. Потом Сталин уничтожил самого Троцкого, а идею взял на вооружение.

Поэтому отчасти это верно - что касается работы.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-05-23 07:06 pm UTC (link)
Чем партия и руководящие работники отличаются от рынка и конкуренции в данном контексте?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yurvor
2008-05-28 01:23 am UTC (link)
Строгостью воздействия - и это мне кажется принципиальной разницей.

Дело в том, что при конкуренции выживают не только _самые_ приспособленные, а приспособившиеся вообще. А приспособиться можно по-разному - см., например, биологическую эволюцию с её разнообразием видов. Если же отбор жёсткий (по партийной линии, например), то видовое разнообразие заметно снижается.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pahmutova
2008-05-28 09:42 pm UTC (link)
Строгость воздействия...
Мы смотрели западные фильмы и не понимали, почему люди стреляются, потеряв работу.
Сейчас начинаем понимать.

В СССР ТАКОЙ строгости воздействия не было, уверяю вас.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yurvor
2008-05-28 09:51 pm UTC (link)
"не понимали, почему люди стреляются, потеряв работу" - ложное обобщение. Такое бывало редко, да и то только в период Великой Депрессии. А не вообще. А в СССР их просто стреляли другие. Или в лагеря отправляли.

Строгость - это размытость границ. Вернее, не-размытость.

И "сейчас начинаем понимать" - это вряд ли. Чего-либо, подобного Великой Депрессии не было ни у нас, ни у них уже довольно давно. Как раз с тех самых пор и не было.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pahmutova
2008-06-23 12:27 pm UTC (link)
Чего-либо, подобного Великой Депрессии не было ни у нас, ни у них уже довольно давно.

Расскажите это людям, не получавшим зарплату годами.
Расскажите жёнам мужчин, повесившихся или сжёгших себя от отчаяния.
Людям, месяцами сидящим без света и отопления.

Намеренная социальная слепота или просто юношеская глупость вашими устами глаголет.
Ну и презрение к "глупому старичью".


(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yurvor
2008-06-23 01:57 pm UTC (link)
Могу рассказать кому угодно - всё равно ведь не было...

(Reply to this)(Parent)


[info]pahmutova
2008-06-23 12:37 pm UTC (link)
Простите великодушно, прочла личную информацию вашу, всё поняла.
На Физтехе существует порода либеральных кастальцев, которые в Штаты носы вострят ещё курсе на третьем. И прямой связи между своей кастальской образованностью и адовым трудом и муками сталинского поколения не видят.
Естественно, мир, где голодают, терпят унижения, живут от зарплаты до зарплаты и не знают, на что выучить детей, для вас -- иная вселенная.
Это всё было "при негодяе Сталине" или "во время Великой депрессии".
И Вас-Не-Коснётся.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yurvor
2008-06-23 01:57 pm UTC (link)
Насчёт меня Вы, извините, вообще не в кассу.

И насчёт голодающих и униженных - это вообще не по теме.

(Reply to this)(Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz