Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2008-06-17 12:46:00

Current music:Tribute - [Странные Скачки: Высоцкий Влад #06] Военная Песня \ Калинов Мост
Entry tags:советология

портрет художника в юности
В последних книгах по советологии, которые я читал, постоянно появляется одна и та же проблема. Авторы пытаются рассматривать советское общество в целом, давать ему оценки и характеристики, и при этом постоянно сбиваются на частности, так что предмет их исследования размывается. Это касалось книги Левина, то же самое можно сказать о работе Фирсова.

Вместо того чтобы заниматься очень конкретной, сложной и интересной проблемой - формирования в сталинском и постсталинском СССР различных точек зрения на существующий общественный строй и его дальнейшее развитие, Фирсов рассказывает своему читателю о судьбе отдельных жертв сталинизма, вновь вспоминает историю оттепели, приводит обширные автобиографические пассажи или рассказывает о становлении советской социологии. Тезис о том, что история разномыслия в СССР, также является личной историей автора для академического труда выглядит все же крайне сомнительным.

Тем не менее, из обширного текста монографии, можно вынести немало любопытного. Например, Фирсов рассказывает о первых социологических опросах в СССР, которые проводились во времена Хрущева. Один из них был посвящен описанию "Автопортрета молодого поколения" (1961 год).

Анализ ответов на 19 вопросов этого исследования позволил выделить семь типов молодых людей, три из которых можно было считать продуктом официальной идеологии советского общества.

Первый тип - "революционеры", активные продолжатели дела революции, начатого их отцами и дедами.

Второй тип - "романтики", видящие смысл жизни в служении людям. При описании своей деятельности могут не пользоваться термином "коммунизм", однако заведомо отдавали приоритет благу общества перед собственным благом. По лексике и типу поведения отличались от "революционеров".

Третий тип - "творцы", главной ценностью которых был высокий профессионализм. Смысл жизни видели в творческом труде. Вступали в партию реже, чем первые два типа, идеология для них была вторичной. Хотели сделать что-то значительное в своей сфере - развивать науку, практику или искусство.

Четвертый тип - "трудяги-середняки". Обычные люди, которые хотели "жить как все". Не пользовались лексикой, связанной с коммунизмом или социализмом, хотели иметь обеспеченную семью и меньше забот. Судя по косвенным данным, составляли большинство в обществе.

Пятый тип - "пессимисты", недовольные собственной жизнью и разочарованные в ней. Начинали с активной деятельности в комсомоле или на производстве и пришли к выводу, что реальной ценностью являются деньги, а не "коммунистические идеалы". Сюжеты, стоящие за такими людьми, обычно индивидуальны - "муж оставил", "с работы выгнали".

Шестой тип - "нигилисты", прожигатели жизни. Отличаются от пятого типа тем, что демонстративно отрицают всю советскую идеологию в целом. Однако делают это не как идейные противники советской власти.

Седьмой тип - "скрытые диссиденты", осознанно и целенаправленно критикующие существующий строй. Главный мотив диссидентства - репрессии против родителей.

Первый вопрос, который отсюда возникает, можно ли создать подобную типологию для современной России и какой она была бы?



(Post a new comment)


[info]sergej_bochkov
2008-06-17 10:16 am UTC (link)
мне ближе третий тип

(Reply to this)


[info]tata_trumo
2008-06-17 11:06 am UTC (link)
Уверена, что можно. Кое-где эта типология пересекалась бы с приведенной. Хотя бы потому, что нынешнее поколение 40-50 летних формировалось еще в бытность СССР.
Мне часто встречается тип "творцы". Но в основном это профессионалы "той" закалки, как раз 40-50 лет. Своих сверстников этого типа встречала очень редко.
Естественно, тип "трудяг" остался. Это общечеловеческое, такие есть во все времена. Назывались только по-разному. Бружуа, средний класс, все такое.
Нигилисты - тоже есть. Очень часто вижу такие блоги в ЖЖ. В реальности - в основном умеренно пьющая "богема".
Диссиденты - да. Но не уверена, что сейчас их можно выделить в отдельный класс. Не знаю, какого порядка это явление.

Стоп, только обратила внимание на слово "молодого". Тогда с творцами сложнее. Единицы готовы работать ради идеи, ради развития своей темы. Сейчас это совершенно не пропагандируется, в отличие от Союза.
Ну и "романтиков" вообще не вижу. Они, мне кажется - тоже продукт системы. Понятие "благо общества" - слышу только на заседаниях Думы.

(Reply to this)(Thread)


[info]kmartynov
2008-06-17 11:09 am UTC (link)
Тут ведь речь шла о молодых людях, т.е. до 30 лет. Я хотя и общаюсь со студентами постоянно, все равно с трудом понимаю, что в головах у людей, которы родились после 1990 года.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]justboris
2008-06-17 02:21 pm UTC (link)
банальная мысль - то, что у них в головах, зависит, в основном, от родителей ...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kmartynov
2008-06-17 02:23 pm UTC (link)
Сильно сомневаюсь в этом.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]justboris
2008-06-17 03:36 pm UTC (link)
не только от родителей, но в основном - все таки от них :)

(Reply to this)(Parent)


[info]justboris
2008-06-17 02:19 pm UTC (link)
Ну, "романтиков" - реальных, а не псевдо- никогда не было особо много. Думаю, сейчас их не меньше, или ненамного меньше, чем в советские времена. Простой пример - Лида Мониава http://moniava.livejournal.com/

(Reply to this)(Parent)


[info]justboris
2008-06-17 02:19 pm UTC (link)
Примерно тоже самое кас. творцов... правда, науку развивать у нас в стране, к сожалению, стало сложно (или невозможно, для некоторых направлений) и соответственно люди перебрались туда, где это можно делать.
(некоторые, впрочем, умудряются жить на два дома)

(Reply to this)(Parent)


[info]d_andy
2008-06-17 01:46 pm UTC (link)
Первый тип совершенно мне непонятен. Карьеристы судя по всему. Какое продолжение дела революции в партии, которое вскоре официально (XXII съезд) объявит о том, что “диктатура пролетариата перестала быть необходимой”? Вижу в этом типаже таких как незабвенный Егор Тимурыч, который не отрекся от деда и по своему продолжил его дело.

(Reply to this)(Thread)


[info]pahmutova
2008-06-17 02:52 pm UTC (link)
У вас просто вульгарное понимание революции.
Это же не шашкой махать, это, в первую очередь, огромная внутренняя работа для человека и работа внешняя -- в избранной области, но на пределе сил.
Социальные преобразования: но не экстенсивные, а интенсивные, это гораздо сложнее.
Партийные карьеристы как раз ближе к четвёртому типу.
Или ещё к одному типу, который тут не описан: просто сволочи.

Применительно к современному обществу, знаю и видела представителей всех указанных типов, так сказать, "по наследству", из семьи.
Другое дело, что первые три не имеют в современной жизни никаких шансов логического развития и вырождаются во что-то своеобразное, порой печально-комичное.
Знаю примеры.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]d_andy
2008-06-18 07:49 am UTC (link)
Внутренней работой пусть йоги занимаются, и христианские святые. Никакой экзистенциальной трактовки марксизму не требуется. Вспомните героя Нахапетова, который в "Заставе Ильича" (1964) как раз играл такого "революционера", ходил щеки надувал, папу вспоминал. Довольно показательно, что сам актер в итоге перебрался в Америку и вернулся на экран уже таким папиком.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pahmutova
2008-06-18 09:48 am UTC (link)
Вы не путайте марксизм с русской революционной идеей.
Ей внутренне очень даже требуется.
А "революционеры" вроде нахапетовского героя относятся совсем к другом типажу.
Я таких и сейчас немало вижу, папиных-маминых, не чуждых риторике, тщеславных и корыстных до ужаса.

(Reply to this)(Parent)


[info]trophimus
2008-06-17 03:56 pm UTC (link)
Первый тип - "либералы", активные продолжатели дела 90х.

Второй тип - "романтики", видящие смысл жизни в служении людям. При описании своей деятельности могут не пользоваться терминами "либерализм" или "коммунизм", однако заведомо отдавали приоритет благу общества перед собственным благом. По лексике и типу поведения отличались от "либералов" и "диссидентов".

Третий тип - "творцы", главной ценностью которых был высокий профессионализм. Смысл жизни видели в творческом труде. Вступали в партию реже, чем первые два типа, идеология для них была вторичной. Хотели сделать что-то значительное в своей сфере - развивать науку, практику или искусство.

Четвертый тип - "трудяги-середняки". Обычные люди, которые хотели "жить как все". Не пользовались лексикой, связанной с либерализмом или державничеством, хотели иметь обеспеченную семью и меньше забот. Судя по косвенным данным, составляли большинство в обществе.

Пятый тип - "пессимисты", недовольные собственной жизнью и разочарованные в ней. Начинали с активной деятельности в демократическом или кооперативном движении и пришли к выводу, что реальной ценностью явлется административное положение, а не "либеральные идеалы". Сюжеты, стоящие за такими людьми, обычно индивидуальны - "муж оставил", "с работы выгнали".

Шестой тип - "нигилисты", прожигатели жизни. Отличаются от пятого типа тем, что демонстративно отрицают всю официальную идеологию в целом. Однако делают это не как идейные противники российской власти.

Седьмой тип - "диссиденты", осознанно и целенаправленно критикующие существующий строй.

(Reply to this)(Thread)


[info]pahmutova
2008-06-17 05:50 pm UTC (link)
Вы не делаете поправки на гигантское по сравнению с советским периодом социальное расслоение.
Молодые люди, опрошенные в СССР, находились в более-менее равных обстоятельствах, т.е. а-приори их образ действий не был жесточайшим образом обусловлен экономически.
А сейчас получается так: человек может и рад бы поставить свои таланты на службу обществу. но рискует при этом с голоду умереть.
И если он порядочный человек, он при любом опросе про "общее благо" и не заикнётся, поскольку понимает, что слова надо оправдывать делами -- а он не может. Дети просят есть, знаете ли.

Что касается "либералов" и "продолжателей"...
В политических треволнениях конца 80-х, начала 90-х приняло участие ничтожно малое число людей.
Остальные были более или менее заинтересованными зрителями. Многие, представьте, так и не усвоили слова "либерализм", а лишь слова "зарплаты не будет полгода" и "теперь только за деньги".
Именно в такой понятийной среде формируется идеология нынешней молодёжи, каткгорически деполитизированной и деидеологизированной. Если не считать идеологии выживания, которую отнюдь не люли изобрели, а животные.

(Reply to this)(Parent)


[info]horsefish
2008-06-17 06:23 pm UTC (link)
а "кухаркин сын, который будет править государством" - какой тип?

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz