"Национальная идея есть святая и чудная идея. Эта идея - аристократическая и гордая. Она не "всего хочет". Она - не собака. А космополитизм - именно собака, которая ничем не брезгует".
Розанов "Космополитизм и национализм" (с. 133, там же).
Ладно, пусть будет национальная идея. Поскреби такую идею и найдешь в ней культурную идею, т.е. опять же не-национальное в точном смысле.
В работе "Князь Е.Н. Трубецкой и Д.Д. Муратов" (с. 148, там же) Розанов поясняет, что он имеет в виду под "национальной идеей" и "национализмом".
""Национально чувство" есть доброе и мирное чувство мирных лет; это пассивная и недеятельная любовь к месту рождения своего, к своей родине, земле, отечеству. Но когда на них [русских] напали?... Явится "национализм" - то же прежнее чувство, но уже активное, борющееся, защищающееся. "Национализм" рождается из "национального самосознания" - как "армия рождается из "народа"."
Это чудесно, и в таком случае я, конечно, националист. Только вот мне не понятно, чем это понимание "нациоанльного" начала отличается от патриотического? "Любовь к своей родине" - это патриотизм, что же тут националистического?