"Коммунистическая революция есть в действительности глубокая историческая реакция: попытка вернуться к исторической первобытной коллективности, к недифференцированному состоянию души и общества. И в то же время это есть некоторый радикальный и поучительный опыт, доказывающий разрушительность и жизненную нелепость этого замысла. Нельзя «взять назад» индивидуализацию инстинкта и «отменить» всякую духовность в жизни народа, как попытались сделать коммунисты. Личное начало должно быть утверждено и признано. Россия возвратит себе все «взятое назад» и «отмененное». Этим и определится ее будущее. Только этим путем, т. е. воспитанием русского человека к духовности и свободе, воспитанием в нем личности, самостоятельного характера и достоинства, можно преодолеть и все тягостное наследие тоталитарного строя и все опасности «национал-большевизма». Изображать же этот путь духовности, личной свободы и творческой самостоятельности, как призыв к национал-большевизму, можно, только утратив и смысл и совесть. 1 мая 1950 г." (там же, 317)
Вот пример блестящего во всех отношениях социологического анализа. Чувствуется вся мощь юридического образования и философской диссертации о Гегеле. Вековой уклад русской жизни - это "историческая первобытная коллективность", и ее нужно ломать через колено во имя "свободы, равенства и братства", а также прочих светлых идеалов Ильина. Это нужно еще разобраться, кто здесь революционер. "Духовность" этакого протестантского образца взамен Собора Хомякова.