О русских сказках и православии в них
Для
vryadli и не только.
Тезис
vryadli состоял в том, что православие не так существенно повлияло на русскую культуру, что в частности отразилось в русских сказках, в которых тема православия вроде бы не так сильна (в отличие от ислама в арабских, например).
Вообще, на эту тему можно бы монографию писать, а я пока просто бы заметил, что то, что мы понимаем (чаще всего) под русскими сказками, это рафинированные советские издания, в которых (даже в академических иногда) все что связано с Богом и православной культурой цензурировалось.
Так произшло с самым известным афанасьевским сборником, со словарем пословиц Даля, так "Утренняя молитива" Чайковского стала "Утренним размышлением", (былина о Жидовине, хотя уже и по другим соображениям, вообще не публиковалась даже в "самых" академических сборниках).
У меня был небольшой "сказочный период" в контексте моего русофильства, вот можно в подтверждение моей мысли привести пару сказок из собрания Н.Е. Онучкова (Онучков, Северные сказки, СПб., 1998) - первое что стоит на полке:
Беспечальный монастырь (164)*В одном монастыре братия была человек в пятьдесят; монастырь был богат, жили монахи припеваючи, жили между собою дружно, никакого горя не знали. В монастыре был послушник человек уже старый, находчивый и шутник; с малолетства жил в монастыре и охотник был рыбу ловить, день и ночь на озере. Однажды ему на озере рыба не ловилась, и он от нечего делать сплел из тростника буквы; приехал вечером поздно и буквы эти прибил гвоздиками к воротам монастыря, из букв вышло два слова: «Беспечальный монастырь». В эту ночь мимо монастыря ехал какой-то важный барин на тройке. Подъехал он и видит на воротах надпись «Беспечальный монастырь». Приехал барин в город и прямо к царю. «Мы, — говорит, — не знаем, где на войну и на все денег взять, а в монастырях сколько денег; живут там по пятидесяти человек и больше, сыты, обуты, одеты, ничего и знать не хотят, да еще и посмеиваются: вот я ехал мимо одного монастыря, так на воротах там написано: "Беспечальный монастырь". Хоть напугать бы этих безпечальцев, если уж другого ничего сделать нельзя». И вот в монастыре получена была бумага, что сам царь в монастырь приедет на другой день и спросит ответ на три вопроса; если кто-нибудь из монахов даст на три вопроса верные ответы, то и пусть монастырь будет беспечальным, а если не найдутся ответить, то всех монахов долой из монастыря. Призвал настоятель братию и прочитал бумагу. Все ахнули, а послушника, который надпись прибил, обвиняют, что все из-за него, пошутил неладно. И присудили все, что он нашутил, он пусть первый и ответ царю дает, а уж если не может ответить, то другой, кто может, пусть отвечает. Послушник был грамотой доволен, а настоятель мало учен, и присудили все, что царя встречать будет вместо настоятеля послушник. Послушник видит, что дело плохо, попросил одежду у настоятеля, надел на себя — сидит хорошо, не длинна и не коротка.
Ждать царя пришлось недолго, приехал утром вестовой и сказал, что царь сейчас будет. Вышли монахи, послушник во главе настоятелем. Подъехал царь, вышел из кареты, подходит к воротам, в самых воротах царя и встретили; поздраство-вался царь с монахами и назвал их беспечальцами.
— Ну, кто из вас будет мне отвечать на три вопроса? — все указали на нового настоятеля.
— Кто я? — спрашивает царь.
— Образ и подобие Божие! — отвечает настоятель.
— Что я стою?
— Иисус Христос был предан за тридцать сребренников, так царь стоит меньше этого! — отвечает настоятель.
— Ну, а что я думаю? — спросил царь.
— Сейчас ты, царь, думаешь, что перед тобой стоит настоятель монастыря и тебе отвечает; но это не верно, я простой послушник.
Поверил царь послушнику и уехал, только одному господину еще велел остаться и узнать, верно ли, что настоятелем был послушник. Оказалось, что действительно правда.
Послушника царь взял к себе во дворец, а на монастырских воротах под надписью «Беспечальный монастырь» велел сделать другую «Сам царь проверил». Остались все монахи в монастыре и живут по-прежнему в довольстве и добре.
* Сказка из рукописи "Сказки и песни, собранные и записанные в Петрозаводском уезде Олонецкой губ. в 1890-х годах учителем с. Муромли Д. Георгиевским"
Колдун и священник (228)*Одного колдуна священник увещевал оставить свое ремесло, и колдун за это сердился на священника. Колдун умер; однажды вечером, вскоре после его смерти, у ворот священника кто-то постучался. Священник подошел к воротам и спросил: «Кто тут?» — «Я, батюшко, пономарь, — отвечал голос, — пришел благословиться звонить к заутрене». — «Что ты! Я еще спать не ложился, а ты уж звонить хочешь. Поди домой, рано еще». Через полчаса опять пришел пономарь, стучит и говорит: «Петухи пропели, батюшко, приходи». Священник отдал в окно ключи, а потом послышался и звон, который слышал он один. Потом священник оделся, помолился и пошел в церковь. Только священник вошел в церковь, как за ним с шумом растворились двери, и он увидел колдуна; колдун скрипел зубами и говорил: «Ага, попался-таки!» Священник скорее в алтарь; взял напрестольный крест, оградил себя им и вышел из алтаря. Колдун, увидя крест, упал навзничь. Петухи пропели, и колдуна не стало. Крестьяне потом разрывали могилу колдуна и увидели, что он перевернулся вниз лицом; между лопатками ему вбили осиновый кол, чтобы больше не вставал.
* Чердынский уезд Пермской губернии"
И сказок таких много. А уж о Боге, священниках и прочем православном мракобесии упоминается по меньшей мере в каждой второй