Забавно: СССР и США были похожи. В обоих этих странах человек знал, что даже если он ничего не будет делать, общество будет давать ему некоторую часть своих благ. В СССР - бороться как с тунеядцем и назначать на "работу, на которой лишь бы не работать", а в США - платить пособие по безработице. Интересно, что мотивы у общества тут принципиально разные: советское исходило из идеи "перевоспитания", американское просто боялось люмпенов, способных нарушить функционирование общества потребления.
Отсюда можно, кстати, сделать [далекоидущий] вывод о разном понимании сущности человека. Если в СССР к человеку относились по-кантиански - как к цели, "все мы люди, все мы человеки", то в США единственным параметром человечности является сколько ты стоишь и вообще какая у тебя "потребительская корзина". Тут возникает пресловутый маркузианский "одномерный человек".
Эти рассуждения были инспирированы тем, что по сути, единственная работа, которую я люблю и умею делать, в нашем обществе не оплачивается. Т.е. с точки зрения "нормальных пацанов" и "реальности", которая была ими сконструирована, я не делаю ровным счетом ничего (т.к. то, что я делаю не может быть немедленно задействовано в символическом обмене "бабла", т.е. в так называемой "современной эконимике"). Поэтому мне подумалось, как хорошо было людям в СССР и США, которые даже не делая ничего, могли не опасаться умереть с голода.
Мой школьный учитель истории подрабатывал вечерами в обувном магазине. Жена его болела, денег не было. Он стеснялся и прятался когда кто-то из учеников его случайно там замечал. Умер от рака через 2 года после нашего выпуска.