Лукач о немецкой классической философии и других формах "буржуазного" рационализма:
"...из рационализма как универсального метода необходимо проистекает требование построения системы, но при этом одновременно рефлексивное осмысление условий возможности универсальной системы, то есть сознательная постановка вопроса о системе, обнаруживает невозможность, неосуществимость выдвигаемого требования. ...[в такой системе] следствия содержатся в самом принципе, из которого они могут быть извлечены, предсказаны, скалькулированы."
Снятие противоположности субъекта и объекта возможно в деятельности. Очевидно, что с ней же связана и возможное преодоление порочной системности, ведущей либо к устраниению системы (а значит, и единства знания, интерпретации), либо к тотальной обусловленностью ее субъектом.
Лукач - чудовищно сложный автор, особенно в тех местах, где он критикует Канта с фихтианских позиций, а затем обращается уже к критике самого Фихте. И марксизм в его интерпретации совершенно не похож на плоскостной марксизм учебников диамата. Мораль тут: читать Ильенкова, чтобы сравнить его логику с логикой Лукача.
Я слышал (по-моему это мнение Ясперса), что Лукач сперва был блестящим человеком, когда писал еще про эстетику, но с тех пор как попал в СССР, переродился, будто его чем стукнули. В общем, той системностью, о снятии которой он пишет, пропитаны эти затхлые мысли.