Кирилл Мартынов (kmartynov) wrote, @ 2004-09-09 14:49:00 |
Current music: | The Who - Doctor Doctor |
Самая сильная идея в марксизме на мой вкус - это описание философии как практики по изменению мира.
Философская теория, слово, в определенный момент овладевает массами и тогда превращается в практику, именно - в революционную практику. Из книги появляется дубина и бьет буржуа по темечку.
Схема такова: Теория - Массы - Революция.
Сравнить с христианством: находим параллели этой схемы. Логос (теория) воплощается (овладевает массами), что в конечном счете становится причиной Преображения мира (революции).
Существенное отличие заключается в том, что марксистская теория имманентна миру, настаивает на том, что мир должен быть преображен здесь и сейчас, посредством самих людей. Христианство трансцендирует эти отношения, вынося конечную цель воплощения Логоса за рамки мировой истории.
Правда, существенным в этом смысле является вопрос о раннем христианстве: если апостолы проповедовали, что Царствие Божие грядет, то подразумевали ли они при этом нечто отложенное на неопределенный срок, а потому трансцендентное?
adunai 2004-09-09 12:02 pm UTC (link) | |
Существенное отличие заключается в том, что марксистская теория имманентна миру, настаивает на том, что мир должен быть преображен здесь и сейчас, посредством самих людей. Христианство трансцендирует эти отношения, вынося конечную цель воплощения Логоса за рамки мировой истории. Еще одно, гораздо более существенное различие: марксизм (и христианство западного, католического, образца) предполагает, что мир может быть преображен посредством изменения отношений между людьми (через философию), православное же христианство утверждает, что чтобы преобразить мир, необходимо преобразовать природу людей, т. е. некоторую онтологическую сущность, несводимую к отношению с другими людьми, что можно сделать только через воипостасирование Бога-Слова, перихорезис в Нем двух природ и исцеление природы человеческой через Смерть/Воскресение Богочеловека. То есть марксизм в таком случае имеет лишь кажущееся, может быть, аллегорическое сходство с христианством, но предполагает совершенно другой механизм преображения мира, который лично мне кажется в своем чистом виде неработоспособным... если апостолы проповедовали, что Царствие Божие грядет, то подразумевали ли они при этом нечто отложенное на неопределенный срок, а потому трансцендентное Подразумевали нечто отложенное на неопределенный краткий срок и, кстати, не трансцендентное, а трансцендентальное (т. е. познаваемое в проявлениях) - ср. "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17: 21) В этой связи сходство оказывается кажущимся |
kmartynov 2004-09-09 01:22 pm UTC (link) | |
Я не до конца уверен, что в марксизме невозможно представить себе то о чем вы говорите: онтологическое преображение человека. Грубо говоря, есть следующая аналогия: нынешний порядок вещей описывается в марксизме в терминах отчуждения, имеющего фундаментальную онтологическую природу. Все отношения между людьми овеществлены и сам человек становится товаром: задача марксизма, т.о. - изменить природу человека, остановить машину капитала-отчуждения. По-моему, марксистская критика вовсе не сводится при этом к требованию изменения только отношений между людьми. Хотя с другой стороны, я вовсе не утверждаю действенность марксизма или бездейственность христианства. Что же касается аллегоричности этого сходства - безусловно оно аллегорично, но отсюда нельзя сделать однозначный вывод о том, что оно не существенно. По поводу такой трактовки трансцендентального я бы возразил: в этой трансцендентальности нет субъекта, а Царство Божие, по-моему, не может познаваться только в проявлениях - иначе это не было бы реальным преображением мира и человека; они, грубо говоря, должно быть реально, а не трансцендентально. Интерпретировать указанный стих не возмусь в этом контексте, но кантианства здесь не наблюдаю. Трансцентность же здесь заключается в том, что христианская историософия выводит Преображение из имманентного порядка исторического бытия. И неопределенно короткий срок - это все нечто, трансцендентное настоящему. |
er2000 2004-09-09 03:52 pm UTC (link) | |
Right! "the point is to change it!"(c). Именно для изменения человека следует изменить внешние условия. Поскольку "материализм" -- внутренние акты типа познания, религиозного покаяния и пр. не годятся, тк бытие все равно определяет. |
kmartynov 2004-09-09 10:24 pm UTC (link) | |
Да, можно и с этой стороны зайти. |
alloff 2004-09-09 07:44 pm UTC (link) | |
Настоящему трансцендентно все, что не есть настоящее. Трансцендентальное - это условие возможности всего горизонта времени. Значит, Царство божие - это более чем трансцендентное в его связи с так понятым трансцендентальным. Потому что оно приходит не отсюда. По поводу природы человека и общественных отношений: среди первых христиан было много рабов. hvil, какие новости, сообщите? |
kmartynov 2004-09-09 10:28 pm UTC (link) | |
Не уверен, что, условно говоря, назначенная на завтра революция, была бы трансцендента нашим сегодняшним договоренностями. Тем более не уверен, что это обязательно надо описывать в терминах трансцендентального горизонта времени. Новостей никаких вроде бы нет ;) |
comrade_q 2004-09-10 12:10 pm UTC (link) | |
"воипостасирование" "перихорезис" [записывает] |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]