Кирилл Мартынов (kmartynov) wrote, @ 2005-01-17 12:53:00 |
herr_und_knecht 2005-01-17 10:15 am UTC (link) | |
Я думаю, классическим гегелевским ответом на последний вопрос (который проясняет также и вопросы предыдущие) было бы утверждение о том, что в христианском случае происходит субтантивация негативного, которое мыслится как позитивно-данное, как удвоение существующего мира в "мире", но "ином". Проблема здесь, однако, в том, что и сам Гегель вовсе не удерживается от подобного рода субтантивации (поскольу негативное оказывается лишь моментом в цепи образования смысла, следовательно, подчиняется телеологии этого смыслообразования и т.д.) То есть в конечном итоге это означает: проблема не в благих намерениях (то есть удерживании негативного как такового, в качестве негативного) - поскольку намерения у всех благие; проблема в концептуальном аппарате, который позволил бы осуществить подобное удерживание. То есть, иными словами, главная проблема здесь - что имеется в виду под "гегельянством" в Вашем первом вопросе: гегельянство как программа Абсолютного Знания, то есть попытка фиксации Хитрости Разума, некоторого "второго слоя", присутствующего в истории в качестве дополнительного эффекта - или гегельянтсво как определённые средства выполнения подобной программы. Я же бы скорее формулировал этот вопрос как вопрос о возможности разделения между гегельянством в первом смысле и во втором. И, по-моему, такое разделение возможно. |
kmartynov 2005-01-17 10:25 am UTC (link) | |
Я плохо знаком с Гегелем и, очевидно, недооцениваю значимость негативного в диалектике. Однако, насколько я понимаю, Гегель считал, что его концепция не противоречит христианской, но в наиболее эксплицитной форме манифестирует ее. Я, конечно, имел в виду первое гегельянство, когда задавался этим вопросом: гегельянскую онтологию истории. Но в данном случае я не вижу смысла различения, о котором вы говорите: гегельянские средства неизбежно ведут к гегельянской цели. Возможно ли мыслить историю в понятиях иначе, чем это делал Гегель, или мы обречены в поисках необходимости в истории, имплицитно обращаться к Гегелю, подобно марксистам. |
herr_und_knecht 2005-01-17 12:20 pm UTC (link) | |
Ну, в таком случае это скорее вопрос о природе понятия; ведь для Гегеля речь идёт не столько о "поиске" необходимости, сколько о понятийной фиксации того смысла, который в истории присуствтует в качестве "второго плана", то есть в качестве того, что не принимается в расчёт действующими лицами истории, не движет явно их поступками - то есть "не тематизирован". В этом смысле можно говорить о "цели"; и совсем не обязательно к этой цели ведут именно гегльянские средства (то есть диалектика и негация, ведущие к созданию абсолютного понятия). |
kmartynov 2005-01-17 12:25 pm UTC (link) | |
Я не понимаю, чем поиск необходимости отличается от понятийной фиксации смысла истории. Я ведь не говорю о поиске необходимости для настоящего момента, но именно о применении понятий к свершившейся истории, о ее рациональном осмыслении. Грубо говоря, я спрашиваю, возможна ли рациональность в истории без Гегеля? |
herr_und_knecht 2005-01-17 12:29 pm UTC (link) | |
Тогда можно поставить вопрос по-другому: почему, собственно, нет? То есть почему именно гегелевская рациональность (и что именно в ней) кажется Вам (прдеположительно) единственно возможной? |
kmartynov 2005-01-17 12:32 pm UTC (link) | |
Возможно, потому, что мне не известны другие способы концептуализации истории. Какие еще есть? Христианство, например? |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]