Куй кадры
Интревью с В. Мазуром, ведущим разработчиком киевского НТЦ "Схемотехника" в сегодняшнем номере "Компьютерры":
Ядерная зима российского хайтека
Как, по каким причинам, в силу каких решений, точек зрения и обстоятельств началось технологическое отставание отечественных предприятий электронной промышленности от «забугорья»? Как это происходило?В.М.: Вы знаете, что такое ядерная зима? Это период, в течение которого погибают 70-90 процентов людей, оставшихся в живых после ядерных взрывов. Атомные грибы, безусловно, страшная вещь, но еще страшнее - разрушение среды обитания. Посудите сами, военная разруха влечет за собой остановку предприятий - коммуникации порваны, оборудование повреждено, персонал искалечен, остановка заводов приводит к прекращению поставок полуфабрикатов и комплектующих на предприятия-смежники, и те тоже останавливаются. Складские запасы готовой продукции и запасных частей быстро исчерпываются. Начинается безработица. Валютные запасы государства и частных лиц необратимо расходуются на закупки продовольствия и медикаментов, поэтому никакого «оборота капитала» не происходит, заказов на разработки никто никому не выдает. В поисках хоть какого-то заработка народ идет на базары или в простейшее ремесло. Так проходит три-четыре года, и начинается очень опасная фаза: сокращение спроса на инженерную и научную квалификацию, коллапс системы образования, вызванный катастрофическим снижением уровня мотивации ее работников, и, как следствие, острый дефицит профессионалов, способных решать задачи воссоздания производств и разработки технологий. И все это на фоне дисквалификации хороших в прошлом специалистов! Опытом «стариков» молодежь не интересуется и эту огромную ценность теряет
Так вот. В электронной и радиопромышленности у нас сейчас «ядерная зима». Технологическое отставание, о котором вы спрашивали, — в данном случае неправильный термин. Правильнее говорить о технологической разрухе. А технологическое отставание было предопределено политикой государственного руководства промышленностью еще во времена СССР. И не скажу, что эта политика была принципиально неверной. Освоение производства новых сложных изделий с нуля — дело дорогое и небыстрое. Собака зарыта именно тут. Нас не пугала дороговизна, но мы очень боялись «отстать», «не догнать и не перегнать». Отсюда — копирование технических решений и закупка оборудования за рубежом.
Исключением был только военно-промышленный комплекс, который по своей природе вынужден был работать «на опережение» вероятного противника в части качественных показателей продукции, но и при этом «ухитрялся» где только можно воспроизводить зарубежные аналоги и пользоваться «буржуйским» оборудованием.
Мне часто приходится спорить, отстаивая непопулярную точку зрения о том, что эволюция экономики СССР, включенной в мировой товарообмен, неизбежно привела бы к постепенному вытеснению неконкурентоспособных изделий, порожденных копированием чужих образцов, собственными изделиями мирового уровня. Но это не могло произойти быстро, и времени, как всегда, не хватило. Случилась Перестройка. Именно в тот момент и по причине замены эволюционных процессов революционными начались события, напоминающие развитие сценария ядерной зимы и приведшие к нынешней технологической разрухе.
Как — в стратегическом смысле — нам надлежит поступать в сложившейся ситуации? Что можно и нужно делать для выхода «из тылов» прогресса?В М : Вы спрашиваете «в стратегическом смысле»? Я отвечу, но это будет моя личная точка зрения стратегические задачи по выходу из сложившейся ситуации на сегодняшний день уже, увы, не связаны собственно с восстановлением или развитием технологий. Перед нами стоит задача, аналогичная той, которую решала страна в период становления авиации и радиопромышленности. Нужно начинать с подготовки кадров.
Я часто слышу о высоком уровне подготовки современных выпускников вузов, но на практике, в своей повседневной работе не вижу ничего, что подтверждало бы этот тезис! Мне очень тревожно! Мы же обманываем самих себя! Контрактная система высшего образования в условиях сегодняшнего прагматизма молодых людей и катастрофически низкого уровня материальной и моральной мотивации преподавательского состава породила условия для «приобретения» не знаний, а оценок, зачетов и рейтинговых баллов с последующим «приемом» экзаменов «автоматом».
Как следствие, инженер-выпускник вуза не способен самостоятельно решать технические задачи не то что завтрашнего дня, но и прошлого века! А ведь те, кого раньше называли опытными наставниками молодых специалистов, сегодня практически все либо на пенсии, либо еще дальше. У меня возникает ощущение паники, когда 28-летний инженер, получив задание рассчитать нагревательную спираль закалочной печи, первым делом хватается даже не за справочник, а за телефонную трубку и звонит 75-летней женщине, работавшей когда-то с такими устройствами, и за малую мзду привлека ет ее для решения задачи.
...