Кирилл Мартынов ([info]kmartynov) wrote,
@ 2005-06-06 04:23:00

Current music:Sergey Kuryokhin - Winter

Добродетель, общество, политика
Вторая часть аргументации Макинтаира строится на противопоставлении концепций субъекта истории и современной концепции индивидуального внеисторического "Я".

Благая жизнь для человека есть жизнь, проведенная в поисках благой жизни, и добродетели, необходимые для такого поиска, это те добродетели, которые позволяют нам понять, что еще входит в понятие благой жизни. Но поиски блага, по словам Макинтаира, не могут вестись мною только в качестве индивида.

"Я родился с прошлым, и попытки отсечь себя от этого прошлого, в стиле индивидуализма, ведут к деформации моих нынешних отношений. Историческая идентичность и социальная идентичность совпадают."

Если мы зададимся вопросом о том, что поддерживает и усиливает традиции и что их ослабляет, то ответ по Макинтаиру будет таким: проявления или отсутствие проявлений соответствующих добродетелей, которые сами конструируются в рамках исторической перспективы данной традиции.

Теперь, если соединить эти тезисы с утверждение о том, что любая этическая система существует на вполне определенном социальном поле, причем эта система и социальность всегда релеванты друг другу, то вывод будет таков: поскольку тот вид понимания социальной жизни, которого требует традиция добродетели, весьма отличен от того, который доминировал в культуре бюрократического индивидуализма, то можно констатировать крах или вырождение понятия добродетели в современном мире.

Этот крах обозначился как в сфере экономики, так и в сфере политики.

Макинтаир пишет: "Пока работа по производству продукции происходила внутри дома, это работа легко и правильно понималась как работа по поддержанию дома... По мере того, как продукция выходила за пределы дома и становилась на службу безличному капиталу, мир работы становился все более оторванным [от человека]... Pleonexia [то, что Ницше называл haben und mehrwollhaben], порок в аристотелевской схеме, является теперь движущей силой современной производительной работы."

И также: "... моя точка зрения состоит не в том, что патриотизм хорош или плох как сентимент, но что патриотизм как добродетель в развитых обществах больше невозможен в том виде, в котором он существовал ранее. В любом обществе, где правительство не представляет или не выражает моральной коммуны граждан, а вместо этого является множеством институциональных устроений для наложения на общество бюрократического единства, которое не имеет подлинного морального консенсуса [а он по Макинтаиру принципиально невозможен в современных либеральных обществах, где политика ведется как вялотекущая гражданская война, и имеет своей целью не единство, а разобщенность, что отмечалось и Фуко], природа политического обязательства не ясна... Лояльность моей стране, моей коммуне - которая остается неизменно центральной добродетелью - становится оторванной от повиновения правительству, которая оказалось моим правительством чисто по случаю." Примерно таким же, надо заметить, был ход рассуждения Леонтьева, когда он отказывался подобно французам любить "любую Россию", например Россию республиканскую и либеральную.

Важнейший вывод, который делает Макинтаир из своего анализа кризиса понятия добродетели:

"Современная систематическая политика, будь то либеральная, консервативная, радикальная или социалистическая, должна быть просто отвергнута с точки зрения, которая обязана истинной приверженности традиции добродетелей, потому что современная политика сама выражает в своих институциональных формах систематическое отвержение этой традиции."



(Post a new comment)


[info]vsopvs
2005-06-06 01:24 am UTC (link)
>> в современных либеральных обществах, где политика
>> ведется как вялотекущая гражданская война

здорово.

(Reply to this)


[info]terens
2005-06-06 11:08 am UTC (link)
Очень точно

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]

Hosted by uCoz