Че Гевара, Фуко, любовь и репрессии
В сегодняшнем номере Ex Libris опубликована
удивительная полемика российских ученых по поводу книги Хардта и Негри "Множество: война и демократия в эпоху имприи".
В первой статье утверждается, что Хардт и Негри не понимают диалектического метода, являются плохими марксистами и вместо попытки построения целостной социальной теории предлагают читателям окрошку из модных постмодернистских концепций XX века и Маркса. По форме статья мне показалась крайне неудачной, но, что удивительно, по сути она в некоторых местах бьет в самую цель. Например, здесь:
"Что касается философии истории, то Негри и Хардт демонстрируют здесь типичный постмодернистский коллаж: они самым хаотическим образом прибегают к юридической, геополитической, этнологической, социально-политической, культурологической, экономической аргументации вне всякой связи со ступенями анализа. В любой точке можно применять любой аргумент. Такой «метод» делает их книги приятно читаемыми, создает ощущение аргументированности (на каждый тезис находится какое-нибудь подтверждение – где экономическое, где юридическое…), но сколько-нибудь целостная историко-философская методология отсутствует".
По-моему, это самое точное описание их книг. Аргументация в них зачастую убедительна, но при этом совершенно хаотична. И главное - от критических аргументов авторам никак не удается перейти к конкретной положительной программе. Можно ли считать это новым словом в марксизме, новым "Капиталом" и т.п. По-моему, Хардт и Негри бесконечно далеки от уровня анализа товарных отношений, предложенных Марксом. Отдельные аргументы складываются в многостраничное пустословие.
Для того, чтобы оценить пустословность достаточно прочитать вторую "рецензию" по ссылке. У ее автора провокативное имя, зато он любит постмодернизм, уничтожает диалектику ссылкой на Сталина и выкорчевывает из марксизма метафизику. Потрясающий уровень полемики, в самом деле.