Кирилл Мартынов (![]() @ 2006-07-17 19:53:00 |
Current music: | Beirut - Gulag Orkestar |
человек прост
Главный тезис книги Герберта Саймона "Науки об искусственном", вышедшей в 1969 году и переведенной на русский три года спустя, состоит в следующем:
Человек прост, кажущаяся сложность его поведения обусловлена сложностью внешней среды, в которой он существует.
Это понятно: когда я иду по улице, то мой маршрут сложен, но его сложность обусловлена средой - вырастающими из земли в неожиданных местах зданиями (людям надо было где-то селиться), пересечениями с дорогами и т.п. Но вот что интересно: этот тезис предполагает разделение на "внешнюю среду" и "внутреннюю среду" системы (человека). Где проходит граница между ними?
Допустим, я морщусь от зубной боли. Является ли зубная боль, детерминирующая мое поведение, состоянием внешней среды или внутренней. В некотором существенном смысле я не являюсь своими зубами и не могу их интериоризировать. Получается, что зубная боль помещается во внешнюю среду.
Теперь возьмем "душевную боль". Чем она отличается от зубной? Аналогичным образом детерминируя мое поведение, тождественно ли она мне? В схеме Саймона, по всей видимости, внутренняя среда человека фиксируется как последовательность его поведенческих операций, но ведь само поведение является элементом сложной внешней среды. Где же прячется человек, который прост?
В круглосуточном магазине, куда вечерами грациозно слетаются мои соседи-алкоголики, я смотрел на утомленного продавца с тяжелыми веками, возле которой бегал маленький ребенок, и думал - где ты прячешься, простой человек? Продавец неожиданно сказала: Удачи вам.
![]() | ![]() 2006-07-17 03:57 pm UTC (link) |
Человек прост, кажущаяся сложность его поведения обусловлена сложностью среды, в которой он существует... Можно было просто сказать так. |
![]() | ![]() 2006-07-17 04:00 pm UTC (link) |
Ну да, я по памяти цитирую же, вот и вставляю лишние слова. |
![]() | ![]() 2006-07-17 04:01 pm UTC (link) |
Я не читал эту книжку... |
![]() | ![]() 2006-07-17 04:04 pm UTC (link) |
Почитай, это классика. |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | ![]() 2006-07-17 05:25 pm UTC (link) |
Какой ужасный тезис. Как раз о том когда экзистенция происходит от периферии к центру. Хотя в современности все таким образом и происходит. |
![]() | ![]() 2006-07-17 05:26 pm UTC (link) |
Какая экзистенция? Какой центр? Кругом только переферия! (Я еще забыл воскликнуть: какая современность!) ;) |
![]() | ![]() 2006-07-17 05:32 pm UTC (link) |
Угу, все так и есть. Периферия uber alles! Вот думаю есть ли надежда хотя бы на перифеерию... |
![]() | ![]() 2006-07-17 05:35 pm UTC (link) |
Вечная переферия все сдюжит и никакого ей дела до дергающихся центров нету. Перечитываю Экклезиаста и Вам рекомендую ;) |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:01 pm UTC (link) |
Все зависит от наблюдателя, наверное. |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:05 pm UTC (link) |
Что зависит? |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:55 pm UTC (link) |
И сложность, и простота человека. |
![]() | ![]() 2006-07-17 07:02 pm UTC (link) |
А кто может быть здесь наблюдателем? |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:19 pm UTC (link) |
Человек - совокупность общественных отношений? Вот там и прячется. |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:22 pm UTC (link) |
А совокупность где? |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:26 pm UTC (link) |
Совокупность нейронов - мозг. Совокупность ОО - человек. Совокупность пользователей - ЖЖ. |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:24 pm UTC (link) |
Прост ли Герберт Саймон? (Кажется что таки прост..) |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:29 pm UTC (link) |
Прост, но нетривиален. Мечта поэта. |
![]() | odna_baba 2006-07-17 06:25 pm UTC (link) |
Но вот что интересно: этот тезис предполагает разделение на "внешнюю среду" и "внутреннюю среду" системы (человека). Где проходит граница между ними? Границы между системами в кибернетике полагаются произвольно; обычное дело их переопределять. В данном случае внутреннюю систему Саймон, видимо, разумел в обыденном смысле, как человеческого индивида. Кстати, видимо, исходя из такого понимания человека Саймон и предполагал в 1960 году, что «много раньше, чем через 25 лет мы добьемся технической возможности возложить на машины все функции, выполняемые человеком в организации... получим глубоко разработанные и экспериментально проверенные теории процессов познания у человека... Воспроизведение способностей мозна к решению задач и обработке информации не за горами; было бы удивительно, если бы это не осуществилось в ближайшее десятилетие» :) |
![]() | ![]() 2006-07-17 06:28 pm UTC (link) |
Как раз фиксация "человеческого индивида" и представляется мне самой нетривиальной задачей. Произвольно - это интересная мысль, пожалуй, я так и буду определять индивидов... |
![]() | erlen 2006-07-17 07:29 pm UTC (link) |
Бергсон (что характерно) заявлял обратное. и очень просто |
![]() | ![]() 2006-07-17 07:30 pm UTC (link) |
А как он это аргументировал? |
![]() | erlen 2006-07-17 07:36 pm UTC (link) |
издеваешься? личным опытом. честнаго слова достаточно ;) |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | erlen 2006-07-17 07:42 pm UTC (link) |
я сегодня из сентиментальных побуждений припал к источнику. он прямо во первых строках и обсказал как по его сути человек действует. и вообще складывается впечатление, что этот Герберт Саймон (страшно сказать) бихевиорист. |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - erlen, 2006-07-17 07:54 pm UTC |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - erlen, 2006-07-17 08:16 pm UTC |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - erlen, 2006-07-17 08:19 pm UTC |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - erlen, 2006-07-17 08:26 pm UTC |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - erlen, 2006-07-17 08:42 pm UTC |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | (no subject) - erlen, 2006-07-17 08:53 pm UTC |
![]() | (no subject) - ![]() |
![]() | erlen 2006-07-17 09:05 pm UTC (link) |
бывает :D я устал клацать по кнопкам. лучше как-нибудь побеседуем об этом. если есть жедание и вдемя :(|) |
![]() | ![]() 2006-07-17 09:41 pm UTC (link) |
Gut, gut. |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]