Кирилл Мартынов (kmartynov) wrote, @ 2007-08-12 22:07:00 |
your art doesn’t save you. shaherezada 2007-08-12 06:51 pm UTC (link) | |
Метафизика творчества? Увы, но божественный нью-йоркский невротик таки прав |
Re: your art doesn’t save you. kmartynov 2007-08-12 06:56 pm UTC (link) | |
Мне этот момент представляется крайне любопытным. Почему вообще ставится такой вопрос - спасает ли искусство (философия и т.д.)? |
Re: your art doesn’t save you. shaherezada 2007-08-12 07:11 pm UTC (link) | |
Может, потому, что есть потребность в спасении? Это чисто религиозное, или как-то иначе коннотированное понятие? Почему, в конце концов, "Красота спасёт мир"? Что есть красота? Что есть "спасение"? От кого-чего? Зачем? Но в исходной цитате спасение направлено не вовне, а исключительно на самого себя. Почему, собственно, творчество должно спасать? От кого-чего? Как? За счёт присвоения художником функции Демиурга? Т.е. причастности к божественному замыслу-промыслу? Я не понимаю саму парадигму спасения |
Re: your art doesn’t save you. ivangogh 2007-08-12 09:23 pm UTC (link) | |
Гы. Понимать или принимать - вот в чем вопрос:) |
Re: your art doesn’t save you. shaherezada 2007-08-12 10:04 pm UTC (link) | |
Гы-гы. Ну положим, я хочу принять. Я принимаю. Но ЧТО ИМЕННО я принимаю? |
Re: your art doesn’t save you. ivangogh 2007-08-12 10:06 pm UTC (link) | |
Типа спасение и все такое |
Re: Типа спасение и все такое shaherezada 2007-08-12 10:12 pm UTC (link) | |
О.К., я согласна, спасайте меня, кто может, от всего, чего хочет... |
Re: Типа спасение и все такое ivangogh 2007-08-12 10:17 pm UTC (link) | |
Там типа дома какие-то есть, где особенно спасают. |
Re: Типа спасение и все такое shaherezada 2007-08-12 10:26 pm UTC (link) | |
ам типа дома какие-то есть, где особенно спасают. -------------- Ааааааа! Караул! Спасите! |
Вероятно потому, dixie_dweller 2007-08-12 09:51 pm UTC (link) | |
что все, что делает человек, должно быть к его спасению. |
kmartynov 2007-08-12 09:56 pm UTC (link) | |
От чего? |
dixie_dweller 2007-08-12 10:07 pm UTC (link) | |
:) "К чему", не "от чего". Ко спасению. К существованию с Богом и в Боге. |
kmartynov 2007-08-12 10:13 pm UTC (link) | |
Вы думаете, что у Аллена речь шла об этом? |
dixie_dweller 2007-08-12 10:20 pm UTC (link) | |
Не могу сказать про Аллена: реагирую на саму мысль, вынесенную в Ваш пост. |
kmartynov 2007-08-12 10:25 pm UTC (link) | |
Я думаю, что эта мысль не имеет никакого отношения к богу. |
Ну тогда она от лукавого:) dixie_dweller 2007-08-12 10:32 pm UTC (link) | |
Если мысль не имеет отношения в Богу, тогда в ней нет Правды. |
kmartynov 2007-08-12 10:48 pm UTC (link) | |
Хорошо иметь простые ответы на все вопросы. Завидую вам. |
Нечему пока завидовать, увы. dixie_dweller 2007-08-12 10:58 pm UTC (link) | |
Простые ответы иметь хорошо, это да. Но непросто:) |
Re: Нечему пока завидовать, увы. gregbg 2007-08-13 07:59 am UTC (link) | |
Если их непросто иметь, то они по определению непростые. |
dixie_dweller 2007-08-13 07:31 pm UTC (link) | |
По определению они простые, но процесс обретения простоты по определению непрост:)) Аксиомы знаете - это самые простые определения математики. Но их самих определить нельзя - потому как они слишком просты для этого. Так и все в жизни. |
shaherezada 2007-08-12 10:33 pm UTC (link) | |
Там конкретно говорится, что искусство не спасает. Т.е. налицо недостаточность евангельского акта спасения. Требуются дополнительные (конкурирующие?) акты. Раз Искусство не спасает, то может, по Достоевскому, Красота спасёт мир? А как? И что это такое - красота? |
kmartynov 2007-08-12 10:52 pm UTC (link) | |
По-моему, там "спасение" скорее в перспективе экзистенциалистской традиции, без всяких евангельских аллюзий. Вроде того, что некоторые наивные люди думают, что раз ты творец, то ты не вполне человек, не вполне можешь умереть. Ан нет, вот и Бергман умер, хотя и обменял бы каждый свой фильм на лишний год жизни (как утверждает Аллен). |
shaherezada 2007-08-12 11:01 pm UTC (link) | |
Да, разумеется, это традиция - вера в бессмертие Творца - даже раньше экзистенциализма, она к романтизму как минимум восходит. Но тогда мы возвращаемся к вашему же исходному высказыванию: Почему вообще ставится такой вопрос - спасает ли искусство (философия и т.д.)? |
exisktr 2007-08-13 12:15 am UTC (link) | |
И что, Бергман променял бы год работы над фильмом на два года игры в домино? Или даже (тем более) на двадцать? |
на два года игры в домино shaherezada 2007-08-13 09:20 am UTC (link) | |
Спаси, Господи! |
zimopisec 2007-08-13 08:05 am UTC (link) | |
"От чего спасет? От неизбывной скуки вечного блаженства? Тогда, действительно, надо спасаться..." (покойный Юрий Мефодьич, цитирую по памяти) |
shaherezada 2007-08-13 09:18 am UTC (link) | |
В общем, сотериология, кажется, самая непроходимая ветвь теологии. Куда не кинь, всюду клин и вопросы, вопросы... Потому что мы говорим об инобытии, для которого у нас нет языка описания |
exisktr 2007-08-12 08:24 pm UTC (link) | |
Я не знаю, кто такой этот Вуди Аллен (голливудский актеришко аль кто другой?), но засаленность имени малоприятными контекстами уже избавляет от многих иллюзий. А что касается предмета, для начала следует определить спасение. |
kmartynov 2007-08-12 08:33 pm UTC (link) | |
Как быстро вы со всем разобрались! |
exisktr 2007-08-12 09:26 pm UTC (link) | |
Увы – то, что мне известно о Голливуде и американской масс-культуре не побуждает меня стремиться узнать больше. Всё больше в других местах... Сорри, если кого обидел. А Вы со спасением уже разобрались? :) |
kmartynov 2007-08-12 09:27 pm UTC (link) | |
Хорошо, что у Бергмана не было таких предрассудков... Со спасением от чего? |
exisktr 2007-08-12 09:35 pm UTC (link) | |
Смотря, что изначально имелось в виду У Вас, наверное, тоже какие-нибудь предрассудки найдутся :) |
kmartynov 2007-08-12 09:37 pm UTC (link) | |
У меня, а точнее у Аллена, имелась в виду конечность человеческого существования, я думаю. |
exisktr 2007-08-12 09:49 pm UTC (link) | |
Ну, даже материалист Эпикур, если чуть модернизировать, полагал что субъективно эта конечность существует исключительно в качестве символа. И в этом смысле творчество еще как спасает (и не только автора), как и любая абстракция от гипертрофированной ценности собственного бытия, включая марксистский коллективизм. |
kmartynov 2007-08-12 09:58 pm UTC (link) | |
Эпикур был не прав, а точнее говорил не о том, что действительно важно. Потому что конечность существует объективно в виде смерти другого. Бергман был другом Аллена, вот и все. |
exisktr 2007-08-12 10:30 pm UTC (link) | |
Увы, в такой постановке вопроса, и это его не спасло. О друге же Аллен мог сказать что-нибудь менее глупое – вот и всё. Однако же, он дружил с человеком искусства, а не с соседом-помещиком – значит все-таки не зря тот творил, хотя бы поэтому. Однако, прошу прощения за невтемность. |
kmartynov 2007-08-12 10:47 pm UTC (link) | |
А почему суждение Аллена показалось вам глупым? |
exisktr 2007-08-12 11:57 pm UTC (link) | |
Возможно, я не совсем понимаю, что он хотел сказать или контекст на английском не улавливаю. Что человек зря всю жизнь посвятил искусству? И что незачем его романтизировать если всё равно помрем? Надо было думать исключительно о собственном бессмертии? Как раз в этом случае я сомневаюсь, чтобы он снискал бы чью-либо дружбу. И вдогонку предыдущему: подлинная, неэгоистичная дружба мыслит именно в модусе субъективности другого. |
hungryhamed 2007-08-13 07:30 am UTC (link) | |
В литературоведении есть очень интересный принцип разделения поэтики (точнее "поэтик" отдельных авторов) на два общих типа - перформативный и констатирующий. Первый характерен для поэзии романтического типа, с ярко выраженным эгоцентризмом, даже "деиктичностью", и квазирелигиозным статусом творчества. Многих поэтов это вело к созданию собственной мифологии (хрестоматийный пример - Блейк или Георге), еще больших - ко всякого рода мракобесию))))). Второй тип - поэзия английского имажизма, неоклассицизма, вообще всякого рода "измов", брошенных в конце XIX - начале ХХ на развенчание романтического комплекса поэта-демиурга, одухотворенной и благой природы и т.п.. Для этого типа характерно отношение к поэзии как к своего рода игре в бисер. Вот об этом, по-моему, тут и речь. Как писал У.Х.Оден, ...For poetry makes nothing happen... |
shaherezada 2007-08-13 09:23 am UTC (link) | |
!:))))) |
ТОчно от лукавого) zeevvlad 2007-08-13 04:31 pm UTC (link) | |
ТОчно от лукавого) У меня ссоциация возникла о психологии врачей- мол. раз от смерти спасают, здоровье возвращают- то сами иммунны. Типа курить и вредную еду низзя- но мне можно)))) ЧИтал про одного врача- он серьёзно заболел - и стал отверженным среди других врачей, потому что напоминал им о факте, что и сами они смертны. Бергман много снимал и думал о смерти... что не сделало его бессмертным, но зато он всё это заранее пережил, и встретил смерть без страха. Т.е. он избежал ситуации "Трус умирает тысячу раз, смелый-однажды, герой-никогда". Он обдумывал тысячу раз, но не умирал как менты понимают свободу слова в ЖЖ ))) http://www.vz.ru/society/2007/8/13/1007 |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]