Кирилл Мартынов (kmartynov) wrote, @ 2007-09-23 03:52:00 |
kalantarov 2007-09-23 12:17 am UTC (link) | |
Последний абзац текста убил напрочь. Бывает же... |
krassova_lily 2007-09-23 01:13 am UTC (link) | |
А может быть это коммунисты предвыборно сгущают краски? Выдь даже в том же самом Китае совершенно иные ориентиры. Что ж, придется ребенку поступать в Китайский универ |
joppux 2007-09-23 01:24 am UTC (link) | |
> театральным критиком Ну а что, самое место. |
kmartynov 2007-09-23 10:11 am UTC (link) | |
Это да, но ведь сам пример - это пример образцового человека нового мира. |
yms 2007-09-23 02:12 am UTC (link) | |
Лектор разъяснил, что под «критическим мышлением» здесь понимается умение рационализировать свою производственную операцию, и более ничего! ничего, что из меня в этом месте вырвалось слово "охххуеть"? |
trophimus 2007-09-23 02:14 am UTC (link) | |
Относительно статьи: Исторически развитие образования было всегда вызвано двумя утилитарными причинами: потребность правительства и стремление студентов улушить свое материальное или социальное положение. Все остальное- академическая наука, гармонически развитая личность и т.д.- есть побочные эффекты такого стремления. Возьмем ли мы античный мир, средневековье, или современную историю, именно эти две мотивации были доминирующими. Возникновение школ и университетов привело к возникновению класса преподователей и академических ученых, со своей мотивацией. Характерной особенностью этого класса является уважение знаний как таковых. Соответственно "преподователи" очень болезенно относятся к всему что связано с практической пользой. Тем не менее, без них никакое получение практической пользы от обучения невозможно. Поэтому интеллигенция есть не вторичный продукт образования, как считал Ленин, а продукт сопутствующий, находящися с образованием в тесном симбиозе. Прблема с реформами образования, мне кажется, состоит в том что они проводятся (или саботируются) исходя из интересов только двух групп- "преподователей" и "властей". Причем мотивация основана часто на каких-то умозрительных моделях, без анализа рельной ситуации. "Власти", впрочем, находятся ближе к рельности потому что они всегда учитывают ограниченность средств. С другой стороны, "преподователи" чаще оказываются правы в выборе методов. Что же касается идеализации советской системы образования, то , думается, уже неоднократно говорилось о ее неэффективности в последние годы советской власти. В сущности, в чем состоял смысл вузовского диплома если инженер на автозаводе получал меньше автослесаря? Т.е. само по себе высшее образование значило мало, важно было где оно было получено. Т.е. фактически число людей с реальным высшим образованием было как минимум на порядок меньше формального числа людей с дипломом. |
pahmutova 2007-09-23 07:43 am UTC (link) | |
В сущности, в чем состоял смысл вузовского диплома если инженер на автозаводе получал меньше автослесаря? Вот здесь и заключена разница между советским и западным подходом к образованию. Образование -- это не способ зарабатывания денег. Это мировоззрение, способ совершенствования личности. И такое совершенствование должно быть доступно всем. Что же касается оплаты труда специалистов, то об этой ассиметрии, начавшейся при Хрущёве довольно много сказано и написано. Это именно вопрос перекосов системы, которые вполне можно было исправить, не пуская к нам заграничных "реформаторов". |
tucovic 2007-09-23 08:37 am UTC (link) | |
Именно. Так и зафренджу Вас сразу, если уже не зафрендил :-) |
trophimus 2007-09-23 05:39 pm UTC (link) | |
Извините, но и советский и западный подходы были утилитарными. Разница была в том что западная система делала больший акцент на потребностях студентов а советская- на потребностях государства-работодателя. Много ли вы лично знаете студентов которые шли в вуз чтобы стать совершенной личностью? Какие именно предметы из программы способствовали формированию этой личности: история КПСС? Далектический материализм? Гуманитариям преподавали гуманитарные наки, технарям- технические, и каждые считали себя совершенне других. Увеличение кругозора, способность к анализированию ситуации и т.д.- это побочный результат образования. Нельзя ставить главной целью побочный результат, тем более со столь плохо сформулированными критериями. |
pahmutova 2007-09-23 08:50 pm UTC (link) | |
Это для вас побочный результат. И вам "нельзя". А для того, чтобы люди были не потребителями, а людьми - очень даже можно и даже нужно. И где вы наслушались такого бреда о программах советских вузов? В большинстве случаев именно технари были более эрудированными людьми с более развитыми культурными потребностями. |
trophimus 2007-09-24 04:34 am UTC (link) | |
Откуда я набрался бреда про программы советских вузов? Я там учился. Из всех гуманитарных дисциплин у нас, технарей, было: История КПСС Политическая экономия Диалектический и исторический материализм Политология (не дожили мы, по вине михал сергеича, до научного коммунизма) В материализме, конечно, мы разбирали заблуждения немарксистких философов. Но это все. Так что если технари и были эрудированы, то уж точно не благодаря советскому высшему образования. А может , благодоря советскому высшему образованию, у них было больше свободного времени чем у гуманитариев... |
pahmutova 2007-09-24 04:32 pm UTC (link) | |
Историю КПСС люди в родительском институте сдавали не приходя в сознание. Параллельно всех чуть не на коленях умоляли посещать факультативные занятия вроде японского языка. Надо быть очень ограниченным человеком, чтобы из вузовской программы запомнить только историю КПСС. Да и то дело невредное, история эта, кстати. |
trophimus 2007-09-24 05:36 pm UTC (link) | |
Вам не кажется что мои утверждения основаны на фактах а Ваши утверждения основаны на мнениях? Вот копия моего диплома: Иностранный язык (английский и немецкий) я за гуманитарный предмет не считаю, так как он преподавался в рамках полезного умения. То есть не как "литература" а как "грамматика". Японский и у нас учили, но меньшинство. |
tucovic 2007-09-24 12:03 am UTC (link) | |
Насколько ни была искаженом и «утилизированном», государственаяа система образования все так была огромным социальним и културним достижением. Это достижение разоряется приватизацией и рыночним реформами. |
turdus_merula 2007-09-23 03:07 pm UTC (link) | |
"Возникновение школ и университетов привело к возникновению класса преподователей и академических ученых, со своей мотивацией." Я подозреваю, что процесс осуществлялся наоборот: появились образованные люди, люди, которые стремились к знаниям, они же и открывали первые школы и университеты. Все первые европейские университеты были созданы "снизу", лишь потом они искали признания со стороны духовных и светских властей. Мне кажется, история нас учит оптимизму: пока хоть у кого-то из населения будет тяга к знаниям - будет надежда. |
trophimus 2007-09-23 05:10 pm UTC (link) | |
все европейские университеты были созданы при монастырях. Монахи були тогда единственными образованными людьми и у светских властей был большой спрос на их услуги. В России происходило тоже самое- школы были либо церковные либо учреждались царями для утилитарных целей. |
turdus_merula 2007-09-24 08:58 am UTC (link) | |
Вы немного заблуждаетесь. 1) "все европейские университеты были созданы при монастырях" В монастырях возникали школы еще в раннее средневековье, но особых расцвет монастырских школ приходится на XI век - можно сослаться на пример Ланфранка и св. Ансельма Кентерберийского. Но уже ученики Ансельма создавали школы не в монастырях, а при кафедральных соборах. Уже XII век можно назвать веком такого рода школ, среди которых особо выделяется Шартрская школа. Поскольку монастыри и епархии - это две разные структуры внутри Церкви, то эти кафедральные школы нельзя рассматривать как "созданные при монастырях": стиль жизни у монахов и у клириков был все же разный. Европейские университеты, которые возникают в конце XII века - это следующий этап развития именно кафедральных школ, а не монастырских. 2) "Монахи були тогда единственными образованными людьми и у светских властей был большой спрос на их услуги" Уже из предыдущего понятно, что это не так :). Я б, конечно, могла сказать, что да, любое образование - это было образование теологическое, образование монахов и клириков. Но это будет не совсем верно, поскольку была еще и медицина, и право (классический состав ранних университетов включал в себя факультет философии, факультет теологии, факультет права и факультет медицины). Скорее, верно будет, что любое образование получалось в рамках учреждений, признаных Церковью. Но это то же самое, что сейчас все учебные заведения должны получить государственную аттестацию. Но если мы учтем, что в любое время существовали еще и "частные школы" - люди, которые группировались вокруг какого-нибудь Учителя (будь то маг, мудрец или епископ), то ситуация станет еще менее "линейной", нежели Вы ее обрисовали. 3) Последее - "В России происходило тоже самое- школы были либо церковные либо учреждались царями для утилитарных целей" - очевидно: любая "школа" как структура возникает только тогда, когда она получает признание государственной системы. Плюс, такая "школа" будет заметнее частного кружка еще и в силу более массового охвата. |
trophimus 2007-09-24 02:29 pm UTC (link) | |
ну, в общем то, мы вернулись к тому с чего начали: Ваши примеры свидетельствуют о том что в основе развития образования как социального института лежат утилитарные мотивы. Количество людей получавших для своих целей образование всегда было во много раз больше количества людей развивших образование и науки. |
rodgar 2007-09-24 04:06 pm UTC (link) | |
Погодите. Вот есть человек, который идет в монастырь. Он выбирает жизнь монаха совсем не потому, что потом можно будет получить хлебную должность писаря. И письму, чтению, риторике, грамматике его учат не потому, что это потом пригодится при дворе Лоренцо Медичи. Понимаете? Мотивы далеко не всегда утилитарны. Если я вас правильно понял. |
turdus_merula 2007-09-24 05:14 pm UTC (link) | |
"Утилитарные мотивы" мне все же подозрительны: сведение всего к утилитаризму - это болезнь последнего времени. Раньше, я подозреваю, польза и полезность осмыслялись иначе. Например, "полезно для народа" понималось как то, что ведет к спасению душ. Образование, кстати, к спасению души не вело, поэтому и массового распространения не получало :). А жаждущих знаний всегда и везде меньше чем тех, кто получает образование. Это нормально. Но в критические моменты сохраняют, распространяют и производят знания именно они, вне зависимости от того, каков процент грамотных в обществе. В некотором смысле, важнее даже уровень этих "последних из магикан", а не средний уровень образованности. |
turdus_merula 2007-09-24 09:01 am UTC (link) | |
Уточню: в монастырях школы возникали не потому, что им было спущено указание сверху. Но периодически там оказывались жадные до знаний люди, у которые было желание, были способности - и были еще условия: время, книги и ученики. |
shizoforest 2007-09-27 02:37 pm UTC (link) | |
>>Т.е. фактически число людей с реальным высшим образованием было как минимум на порядок меньше формального числа людей с дипломом. А сегодня оно меньше на три порядка. 65% выпускников школ поступает в ВУЗы. 80% из них по окончанию ВУЗов идут в торговлю или сферу услуг, где пользуются исключительно навыками, усвоенными ещё в 7ом классе общеобразовательной школы. А когда кто-то решает избавиться от этого советского пафоса, и вернуть высшему образованию статус действительно Высшего, либералы поднимают крик: "Сегодня ВУЗы пользуются тем же авторитетом, что ПТУ при советской власти, и нам это нравится! Наши студенты не в состоянии начертить элементарный чертёж, и это хорошо! Сократить количество ВУЗов в пользу качества значит дебилизовать население!" Я, определённо, чего-то не понимаю. |
trophimus 2007-09-27 03:14 pm UTC (link) | |
Мне кажется, что сокращению числа вузов в первую очередь противятся КПРФ, Справедливая Россия, ПСС и проч. социалистические партии, которые либералами назвать трудно. |
К вопросу о реформе образования psizin 2007-09-23 07:30 am UTC (link) | |
Dear Miss,--Would you please give Mabel a bit more ARITHMETIC? I (*) |
kmartynov 2007-09-23 10:16 am UTC (link) | |
Ага, эти вещи все более актуальны. |
tucovic 2007-09-23 07:43 am UTC (link) | |
Ну, такого „устройство“ (точнее: расстройство) югославские рыночники начали навязивать образованию уже с первих рыночних реформ в 60-им годами, т.е. уже больше сорока год. Югославии больше нет, а они все еще так стараются работая на развале образования и отмене права на образование. Всегда оглядивались и оглядиваюсь на модели реформ в Западной Европе. Сегодня этот модел називается болонским и силой закона навязивается в всем Европеыском Союзе и во всех странам кандидатам для вступление в ЕС. Затяжка в полной реализации этого „модела“ обясняеться социальним сопротивлением ему и из-за этого более точно говорить о тенденциях, а не о „моделами“. Странно и глупо что автор там обсуждает ту реформу как только российскую специфику и если тут есть какого то предвыборного сгущения краск – то оно состоится именно в том отделению вопроса от его европейскего и мирового (глобализацийского) контекста. |
erika_ulwhednar 2007-09-23 07:59 am UTC (link) | |
А я вот сижу, диплом пишу на тему как сохранить фундаментальное школьное образование, сделав его еще и интересным для детей, и чтобы эти дети смогли приспособится к требованиям ВУЗов и работодателей, а получается, что вся работа нашей кафедры никому на х... не нужна (извиняюсь за слова, других в подобной ситуации просто нет). Только зачем нам тогда в педагогическом ВУЗе головы пудрят, что детей учить надо? от таких статей не хочется не то,ч то работать учителем, но и вообще детей рожать... |
trophimus 2007-09-23 05:56 pm UTC (link) | |
приспособится к требованиям ВУЗов и работодателей, Это же утилитаристкая лексика, разве нет? Какая же у вас в дипломе мотивация для сохранения фундаментального школьного образования? Фундаментальнось- понятие расплывчатое. Греческий и латынь тоже фундаментальны, в некотором смысле. А утилитарность не сводится к достаточности знать таблицу умножения. |
erika_ulwhednar 2007-09-24 04:16 am UTC (link) | |
просто я неверно выразилась насчет приспособиться к требованиям. Дело в том, что я пишу про инновационные технологии в образовании, в частности про игры на уроках. И мне не нравится существующий подход в этом деле, когда детям предлагают учить только то, что им нравится и в полностью игровой форме. Я пишу о том, что игры безусловно вводить надо, но только как дополнение к основной базе школьного образования, что нельзя подменять линейность и стройность изложения предмета на хаотичное его изучение. Однако мне надо было как-то мотивировать и внедрение этих самых инноваций, вот и написано у меня во введении про то, что игры на уроках помогают развивать навыки и умения, необходимые в современном обществе, в том числе поставить себя на место другого человека и понять, почему он думает именно так, принять его аргументы и или изменить свою точку зрения, или суметь доказать свою правоту. |
hentiamenti 2007-09-23 08:07 am UTC (link) | |
Мощная статья. Так всё и будет, наверное. |
philigon 2007-09-23 09:03 am UTC (link) | |
По‑моему, нет никакого «общества». В смысле, в нашей материальной действительности нет никакой системы, которая действительно проявляла бы себя как единое целое и могла бы называться «обществом». В любой момент времени существует много отдельных сообществ людей, каждое из которых, действительно, ведёт себя как цельная система. Между этими сообществами и их отдельными представителями складываются некоторые взаимоотношения, но никакой определённой системы более высокого порядка (того самого «общества») из этих сообществ не образуется. Поэтому разговоры про «общество», «государство», «страну» и прочие наведённые системы не приводят ни к чему конструктивному. Они только реализуют любимое занятие «интеллигенции» (которой тоже не существует как единой системы) — чесать языки. Что касается образования — то невозможно придумать какую‑либо «систему образования», которая бы одинаково хорошо подходила для всех или хотя бы для большинства. Хорошее образование получается тогда, когда встречаются хороший преподаватель, хороший ученик, хороший предмет и хорошие условия обучения, и все четыре этих компонента хорошо подходят друг другу. А это глубоко индивидуально. Одному человеку лучше учиться в махровом вузе старосоветского образца, другому лучше окончить краткосрочные курсы акушеров‑монтажников, третьему лучше уехать в Тибет и там индивидуально обучаться у местного сэнсея, четвёртому больше подойдёт самообразование по книгам, пятому не стóит вообще ничему учиться ни в коем случае, и так далее. Хорошая «система образования» — это та, которая даёт каждому отдельному человеку именно такое образование, которое нужно персонально ему, с учётом всех его индивидуальных особенностей. Но такой системы не существует, и она вряд ли возможна вообще. Поскольку те, от кого это зависит, трындят про «государство» и «общество», а живой человек им не интересен. |
pahmutova 2007-09-23 09:06 am UTC (link) | |
Я бы с удовольствием посмотрела, как в обществе с подобной описанной вами системой образования люди ходили бы к врачу или обращались бы к сантехникам. Юношеский максимализм хорош во дворе и на дискотеке. К сожалению, сейчас на таком уровне принимаются государственные решения. |
pahmutova 2007-09-23 09:07 am UTC (link) | |
А простите, посмотрела ник -- вопросов нету:) Эльфы образование получают наитием Эру:)) |
philigon 2007-09-23 09:38 am UTC (link) | |
Если вы хотите, чтобы я вас понял, я просил бы вас переформулировать свой комментарий, не употребляя слов «государство», «общество», «система образования» и им подобных. Если же вы не хотите, чтобы я вас понял,— наверное, вам не стóит отвечать на мои комментарии. Да, и не надо обзывать точку зрения «юношеским максимализмом» только потому, что она не вписывается в вашу картину мира. Конструктивного смысла в этом обзывательстве никакого нет, разве что это способ испортить отношения с собеседником. А зачем вам ещё один человек, с которым вы испортили отношения? |
pahmutova 2007-09-23 08:54 pm UTC (link) | |
А что вы предлагаете употреблять вместо этих слов? Междометия вроде "агу" и "му-му"? Если вы считаете, что термин "ю.ношеский максимализм" -- оскорбление, значит вы его ещё не преодолели:) Насчёт порчи отношений, мне ваш курсив не вполне понятен:))) "Выпей ещё вина. -- Но я не пила вина, как я могу выпить "ещё"?" |
tucovic 2007-09-23 09:13 am UTC (link) | |
Ваш словесний «радикализм» оставлает свободние руки правительственой бюрократии за развала пережитков образования. |
wintersturme 2007-09-23 06:05 pm UTC (link) | |
Дело в том, что описанная модель отчасти реализована в высшем образовании. ВШЭ - тому образцовый пример. Модульность, двухступенчатость, ориентация на практику и прочий постмодерн. Ректор ВШЭ - один из идеолгов Болонского процесса и ЕГЭ в частности. В общем, я не понимаю, почему Вас огорчает текст по ссылке. Просто это естественное продолжение того, что кое-где реализовано на "верхних этажах" обрзовательной системы. |
kmartynov 2007-09-23 06:11 pm UTC (link) | |
Пока это делалось в рамках ВШЭ и еще нескольких вузов, большой проблемы не было. Совсем другое дело, когда эта логика распространяется на всю систему, включая среднюю школу. |
_ship_ 2007-09-23 07:17 pm UTC (link) | |
>Кто-то хочет жить по таким правилам? А что делать-то? (это не риторический вопрос) |
shikaree 2007-09-23 07:19 pm UTC (link) | |
Дико настолько, что похоже на фейк. |
pahmutova 2007-09-23 08:55 pm UTC (link) | |
В РУДН этот фэйк вовсю внедряют. Геологи четвёртого курса, извините за выражение -- БАКАЛАВРЫ, считают что ядро Земли состоит из кремния и пишут слово "азот" через начальную "о". |
reistlin 2007-09-24 04:37 am UTC (link) | |
а что такого-то? У государства есть потребности, и оно готово финансировать образование в той мере, в какой необходимо для удовлетворения этих потребностей. Потребность в "чистом знании" - это индивидуальное (очень почетное, на мой взгляд, и достойное всяческих похвал) стремление человека. Прекрасно, когда торговец спортивной одеждой чувствует внутреннюю потребность стать театральным критиком. Это гораздо лучше, чем наоборот :) Кто хочет - будет учиться, будет читать, и поступать в вузы. Что касается ориентации школьников на поступление в техникумы, а не в вузы: так ведь и не надо нам столько вузов. Зачем готовить в вузах "менеджеров", "специалистов по туризму" и т.д. Множеством специальностей вполне можно овладеть в рамках двух-трехлетнего курса. |
pahmutova 2007-09-24 04:34 pm UTC (link) | |
Есть очень простой советский лозунг: Чтобы больше иметь надо больше производить. Чтобы больше производить надо больше ЗНАТЬ. Пойдёмте все перекупать китайские шмотки. Китай производить умеет. Там миллионы учёных. Наших в том числе. |
reistlin 2007-09-25 04:00 am UTC (link) | |
Вы не поверите, но знания о внешней политике Византии конца XIV - начала XV вв. вообще НИКАК не помогут мне производить чего-нибудь больше. Идеи, озвученные чиновниками от образования (во всяком случае в том виде,к ак они описаны в статье) и заключаются в том, чтоб перехватить у Китая и почих стран Ю-В Азии роль производителей высокотехнологичной продукции, разработанной на Западе. Для этого масса академиков не нужна. Про миллионы китайских ученых - за это спасибо, посмеялся. |
shikaree 2007-09-26 08:59 pm UTC (link) | |
У государства есть потребности У государственных чиновников. |
reistlin 2007-09-27 03:53 am UTC (link) | |
у государства, у государства. Потребности чиновников - поесть, попить и съездить в отпуск. |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]